Подробный план развития Российской Федерации на 2026–2030 годы (базовый сценарий)

Student

Professional
Messages
1,387
Reaction score
1,048
Points
113
На основе Указа Президента РФ № 309 от 7 мая 2024 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года (Распоряжение Правительства № 4146-р от 28 декабря 2024 г.) и Национального плана развития конкуренции на 2026–2030 годы (Распоряжение № 2816-р от 8 октября 2025 г.), я разработал подробный план в рамках базового сценария ("Постепенная трансформация"). Этот сценарий предполагает реализацию 80–90% запланированных мер с умеренным финансированием (через федеральный бюджет, PPP и региональные бюджеты), учитывая текущие вызовы (геополитика, демография, климат).

План структурирован по ключевым национальным целям. Для каждого сектора указаны:
  • Цели и индикаторы (с целевыми значениями на 2030 г. по сравнению с 2025 г.).
  • Ключевые меры (с поэтапным графиком на 2026–2030 гг.).
  • Риски и корректировки.

Общий бюджет: ориентировочно 15–20 трлн руб. в год (рост на 10–15% ежегодно), с фокусом на приоритетные регионы (Центральный ФО, Дальний Восток, Арктика, новые субъекты).

1. Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия (демографическая и социальная сфера)​

Цели: Стабилизация численности населения, повышение рождаемости и продолжительности жизни, снижение бедности. Индикаторы (на 2030 г.):
  • Численность населения: 147–148 млн (стабилизация после снижения на 0,5–1 млн к 2025 г.).
  • Коэффициент рождаемости: 1,6–1,7 ребенка на женщину.
  • Ожидаемая продолжительность жизни: 75–76 лет.
  • Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума: <10% (снижение с 12–13%).

ЭтапКлючевые мерыОтветственныеБюджет (трлн руб./год)
2026–2027- Введение региональных программ поддержки многодетных семей (единовременные выплаты 500 тыс. руб. на третьего ребенка). - Расширение сети перинатальных центров (строительство 50 новых в депрессивных регионах). - Кампания по вакцинации и профилактике (охват 90% населения).Минздрав, Минтруд, регионы1,5–2
2028–2029- Миграционная политика: упрощение получения гражданства для 300–400 тыс. специалистов из СНГ ежегодно. - Развитие телемедицины в 70% сельских районов. - Социальные контракты для 5 млн семей (поддержка занятости и образования).ФМС, Минздрав2–2,5
2030- Оценка и корректировка: мониторинг демографических индикаторов, пилотные проекты "семейных кластеров" в Сибири.Правительство РФ1–1,5

Риски: Миграционный отток из-за экономических факторов (вероятность 20%). Корректировка: Увеличение грантов для молодых семей.

2. Устойчивое экономическое развитие (экономика и конкуренция)​

Цели: Диверсификация экономики, рост ВВП, развитие конкуренции. Индикаторы (на 2030 г.):
  • Рост ВВП на душу населения: +10–15% (2–3% ежегодно).
  • Доля МСП в ВВП: 25–30% (рост с 20%).
  • Экспорт в "дружественные" страны (ЕАЭС, БРИКС): +40–50%.
  • Индекс конкуренции (по плану №2816-р): рост на 20–25% в 50% отраслей.

ЭтапКлючевые мерыОтветственныеБюджет (трлн руб./год)
2026–2027- Утверждение 85 региональных "дорожных карт" по конкуренции (снижение административных барьеров в закупках). - Субсидии для МСП в приоритетных секторах (АПК, машиностроение) — 1 трлн руб. - Переориентация экспорта: развитие логистики "Север–Юг" (увеличение объемов на 30%).Минэкономразвития, ФАС, регионы3–4
2028–2029- Создание 500–700 тыс. рабочих мест в кластерах (Урал: нефтехимия; ДВ: рыболовство). - Антимонопольные реформы: аудит 100% госкомпаний, снижение доли государства в экономике до 60%. - Инвестиции в импортозамещение (электроника, фармацевтика).Минэкономразвития, Минпромторг4–5
2030- Оценка: достижение 70% ВРП в новых субъектах от среднего по РФ; экспорт несырьевых товаров +20%.Правительство РФ2,5–3

Риски: Инфляция и санкции (вероятность 25%). Корректировка: Увеличение фискальных стимулов для экспорта.

3. Технологическое лидерство (наука, инновации, цифровизация)​

Цели: Увеличение доли высоких технологий, развитие ИИ и биотехнологий. Индикаторы (на 2030 г.):
  • Доля высокотехнологичных отраслей в ВВП: 18–20%.
  • Охват госуслугами онлайн: 85–90%.
  • Патенты на изобретения: +30% (с фокусом на ИИ и зеленые технологии).

ЭтапКлючевые мерыОтветственныеБюджет (трлн руб./год)
2026–2027- Запуск национальной программы "Цифровая трансформация" (ИИ в 50% отраслей, включая здравоохранение). - Финансирование 200 научных центров (гранты по 10–50 млрд руб.). - Развитие кадров: подготовка 100 тыс. специалистов в IT и биотехе.Минцифры, Минобрнауки2–2,5
2028–2029- Интеграция ИИ в логистику и производство (пилоты в 20 регионах). - Международные коллаборации с БРИКС (совместные R&D в квантовых технологиях). - Цифровизация образования: 80% вузов с онлайн-платформами.Минцифры, РАН2,5–3
2030- Оценка: лидерство в 5–7 глобальных рейтингах (например, по ИИ по версии WIPO).Правительство РФ1,5–2

Риски: Дефицит кадров (вероятность 15%). Корректировка: Иммиграционные квоты для ученых.

4. Комфортная среда жизни и инфраструктура (пространственное развитие)​

Цели: Сбалансированное расселение, модернизация инфраструктуры. Индикаторы (на 2030 г.):
  • Доля агломераций с комфортной средой: 60–70%.
  • Обновление транспортной инфраструктуры: 70% дорог и сетей.
  • ВРП на душу в приоритетных территориях (ДВ, Арктика): 100–110% от среднего.

ЭтапКлючевые мерыОтветственныеБюджет (трлн руб./год)
2026–2027- Развитие опорных населенных пунктов (инфраструктура в 100 городах, включая новые субъекты). - Строительство высокоскоростных магистралей (Москва–Владивосток, +500 км). - Газификация 90% регионов.Минстрой, Минтранс, регионы3–3,5
2028–2029- Увеличение перевозок по Северному морскому пути на 30% (новые порты в Арктике). - Жилищные программы: 5 млн кв. м доступного жилья в депрессивных районах. - Экологические зоны в 50% городов.Минвостокразвития, Росатом3,5–4
2030- Оценка: снижение региональной дифференциации ВРП в 2 раза.Правительство РФ2–2,5

Риски: Климатические изменения (вероятность 20%). Корректировка: Адаптационные проекты в Арктике.

5. Экологическое благополучие​

Цели: Снижение антропогенного воздействия, переход к "зеленой" экономике. Индикаторы (на 2030 г.):
  • Доля ВИЭ в энергобалансе: 8–10%.
  • Снижение выбросов CO2: на 10–15%.
  • Ликвидация 50% объектов накопленного вреда.

ЭтапКлючевые мерыОтветственныеБюджет (трлн руб./год)
2026–2027- Программа по ВИЭ: строительство 10 ГВт солнечных и ветровых станций. - Реабилитация 100 свалок (фокус на Сибирь и ДВ). - Экологический мониторинг с ИИ (охват 80% территорий).Минприроды, Росприроднадзор1–1,5
2028–2029- Переход отраслей на низкоуглеродные технологии (нефтегаз: улавливание CO2). - "Зеленые" стандарты для 70% новых строек. - Биоразнообразие: восстановление 20% лесов.Минэнерго, Минсельхоз1,5–2
2030- Оценка: соответствие Парижскому соглашению.Правительство РФ1

Риски: Зависимость от ископаемого топлива (вероятность 25%). Корректировка: Субсидии на ВИЭ.

6. Национальная безопасность и внешняя политика​

Цели: Обеспечение суверенитета, укрепление партнерств. Индикаторы (на 2030 г.):
  • Доля расходов на безопасность: 12–15% бюджета.
  • Интеграция в ЕАЭС/ШОС: +50% совместных проектов.
  • Кибербезопасность: 95% критической инфраструктуры защищено.

ЭтапКлючевые мерыОтветственныеБюджет (трлн руб./год)
2026–2027- Модернизация ВС (дроны, киберсистемы) — 20% обновление. - Проекты с Китаем/Индией (инфраструктура в Арктике). - Пограничное развитие в новых субъектах.Минобороны, МИД2–2,5
2028–2029- Киберзащита: национальная система для 100% госуслуг. - Расширение БРИКС+ (экспорт технологий в Африку). - Антитеррористические учения в 50 регионах.ФСБ, МИД2,5–3
2030- Оценка: глобальный рейтинг безопасности топ-10.Президент РФ1,5–2

Риски: Геополитическая эскалация (вероятность 30%). Корректировка: Диверсификация партнерств.

Этот план обеспечивает постепенный рост, с ежегодным мониторингом (отчеты Правительству). Для целевого сценария бюджет может вырасти на 20–30%, для консервативного — сократиться на 10–15%. Если нужны дополнения по сектору или расчеты (например, через моделирование), уточните!
 
Давайте углубимся в детали и создам максимально развернутый и подробный анализ, который можно рассматривать как прогнозно-аналитическую записку по ожидаемым контурам Плана развития РФ на 2026-2030 годы.

Расширенный аналитический комментарий: Контуры базового сценария развития РФ на 2026-2030 годы​

На основании анализа заявлений высшего руководства страны, утвержденных национальных проектов (в первую очередь, «Технологический суверенитет»), бюджетных правил и вызовов, стоящих перед экономикой, можно с высокой долей вероятности спрогнозировать ключевые направления будущего плана. Это не просто список желаний, а отражение стратегического курса в условиях перманентной структурной трансформации.

1. Технологический суверенитет: От декларации к системной реализации​

Это стержень всей стратегии. Задача — не просто «заместить» импорт, а создать замкнутые технологические циклы в критически важных отраслях, где утеря каждой компетенции несет стратегические риски.
  • Микроэлектроника и компонентная база: Ожидается резкое увеличение funding на создание отечественных проектных норм (90-65-28 нм и тоньше), развитие производства полупроводниковых пластин и фотошаблонов. Акцент на специализированные чипы для ВПК, энергетики, телекома, а не на конкуренцию с потребительскими GPU/CPU. Ключевая роль отводится госкорпорациям («Ростех», «Росатом») и вузам (МИЭТ, МФТИ).
  • Программное обеспечение и платформенные решения: Полный отказ от зарубежного ПО в госсекторе и госкомпаниях к 2030 году — амбициозная, но задающая вектор цель. Будет стимулироваться:
    • Разработка отечественных ОС (Astra Linux, RED OS) и офисных пакетов.
    • Создание экосистемы на базе российских облачных платформ (VK Cloud, Yandex Cloud, SberCloud).
    • Развитие российских ERP- и CAD/CAE-систем для промышленности.
  • Промышленный софт и станкостроение: Фокус на создании российских систем ЧПУ (числового программного управления) и софта для автоматизированного проектирования (САПР). Без этого любое станкостроение будет зависеть от иностранных «мозгов».
  • Новые производственные технологии: Аддитивные технологии (3D-печать), робототехника и передовые материалы (композиты, умные сплавы). Здесь важен переход от опытных образцов к серийному внедрению на промышленных предприятиях.

2. Структурная перестройка экономики: Новая индустриализация 2.0​

Экономика должна быть переориентирована с сырьевой ренты на переработку и высокотехнологичный экспорт.
  • Обрабатывающая промышленность:
    • Химия и нефтехимия: Глубокая переработка нефти, газа и угля. Производство не сырья, а высокомаржинальной продукции — полимеров, удобрений, средств защиты растений, фармацевтических субстанций.
    • Машиностроение: Приоритет — сельхозтехника, железнодорожное оборудование, грузовой и коммерческий транспорт, авиастроение (Сухой Суперджет-100, МС-21, вертолеты), судостроение (в т.ч. для Севморпути).
    • Лёгкая и лесная промышленность: Не как второстепенные, а как отрасли для импортозамещения товаров массового спроса и создания добавленной стоимости из возобновляемых ресурсов.
  • Агропромышленный комплекс (АПК):
    • Дальнейшее наращивание экспорта не только зерна, но и глубоко переработанной продукции (мясо, масла, кондитерские изделия).
    • Селекция и генетика: Развитие собственного семеноводства и племенного животноводства для снижения зависимости от иностранного генетического материала.
    • Цифровизация АПК: Точное земледелие, спутниковый мониторинг, умные фермы.

3. Инфраструктура как каркас для роста и связности страны​

Масштабные проекты решают две задачи: стимулируют экономику и интегрируют удаленные регионы в общее экономическое пространство.
  • Транспортная инфраструктура:
    • Восточный полигон железных дорог: Продолжение расширения пропускной способности БАМа и Транссиба для роста грузопотока в Азию.
    • Севморпуть (СМП): Создание круглогодично функционирующей арктической транспортной магистрали. Инвестиции в ледокольный флот (в т.ч. атомный), портовую инфраструктуру, систему связи и навигации.
    • Скоростные и высокоскоростные магистрали (ВСМ): Развитие сети платных автодорог (например, продолжение М-12 до Екатеринбурга) и пилотные проекты ВСМ (Москва — Казань).
  • Энергетика и экология:
    • Модернизация ТЭК: Не только добыча, но и модернизация НПЗ, развитие газо- и нефтехимии.
    • Атомная энергетика: Строительство новых блоков АЭС, развитие замкнутого ядерного топливного цикла, проекты малых АЭС для энергообеспечения удаленных территорий.
    • «Зеленая» повестка: Не как главный приоритет, но как необходимость для сохранения экспортного потенциала в условиях ESG-давления. Развитие ВИЭ (в основном, на изолированных территориях), водородная энергетика, программы лесовосстановления.

4. Человеческий капитал: Демография, здоровье, образование​

Без решения демографической проблемы и прорыва в образовании все технологические планы рухнут.
  • Демография — национальный приоритет №1:
    • Поддержка семей с детьми: Продление и модификация программ материнского капитала, расширение сети яслей и детских садов, программы льготной ипотеки для семей с детьми.
    • Стимулирование рождаемости: Адресные выплаты, развитие репродуктивных технологий.
    • Снижение смертности: Борьба с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями через развитие первичной диагностики (центры амбулаторной онкологии) и высокотехнологичной помощи. Акцент на здоровом образе жизни.
  • Образование — фундамент суверенитета:
    • Школа: Обновление программ с упором на математику, информатику, естественные науки и технологию. Внедрение единых образовательных стандартов и учебников.
    • Среднее профессиональное образование (СПО): Программа «Профессионалитет» — создание образовательно-производственных кластеров, где колледжи готовят кадры «под ключ» для конкретных предприятий.
    • Высшая школа: Углубление программы «Приоритет-2030» с фокусом на исследовательской деятельности и кооперации с реальным сектором. Создание современных кампусов как точек притяжения талантов.
    • Взрослое население: Система непрерывного образования и переобучения для быстрой адаптации кадров к меняющимся требованиям экономики.

5. Социальная стабильность и пространственное развитие​

  • Поддержка доходов и борьба с бедностью: Регулярная индексация пенсий, МРОТ, пособий. Адресная поддержка наименее защищенных слоев населения.
  • Жилье и городская среда: Продолжение программ льготной ипотеки (скорее всего, в целевых сегментах), программа расселения аварийного жилья, развитие комфортной городской среды в малых и средних городах.
  • Региональная политика: Снижение диспропорций через поддержку инвестиционных проектов в регионах (госсубсидии, особые экономические зоны). Развитие агломераций как точек роста. Специальные программы для Дальнего Востока, Крыма, Калининграда.

Ключевые вызовы и лимитирующие факторы (Риски реализации)​

  1. Финансовые: Ограниченность бюджетных ресурсов на фоне высоких оборонных расходов и социальных обязательств. Риск роста налоговой нагрузки на бизнес, что может подавить инвестиционную активность.
  2. Кадровые: Острейший дефицит инженеров, технологов, программистов среднего и высшего уровня квалификации. Система образования не успевает готовить нужное количество и качество кадров.
  3. Технологические: Сложность создания полных производственных циклов в условиях санкций. Нехватка собственных станков, измерительного оборудования и материалов для их производства («станки для производства станков»).
  4. Управленческие и институциональные: Бюрократические барьеры, коррупция, низкая скорость принятия решений в госаппарате. Недостаточная защита прав собственности и контрактных обязательств, что сдерживает частные инвестиции.
  5. Внешнеполитические: Сохранение и ужесточение санкционного режима, логистические разрывы, ограничения в международных расчетах.

Заключение​

Базовый сценарий на 2026-2030 годы — это сценарий «мобилизационной модернизации» в условиях внешней конфронтации. Его главная цель — не догнать мировых лидеров по всем направлениям, а обеспечить базовый технологический и экономический суверенитет по критическим направлениям.

Успех будет определяться не объемом вложенных средств, а способностью государства:
  • Создать эффективные стимулы для частного бизнеса, а не душить его регулированием.
  • Обеспечить масштабную ротацию кадров и привлечь лучших специалистов в госуправление и госкомпании.
  • Сконцентрироваться на реализуемых проектах, а не на распылении ресурсов.

Окончательный вариант плана, который будет сформирован после президентских выборов, станет логическим продолжением текущего курса с акцентом на технологическую независимость, социальную стабильность и укрепление суверенитета во всех сферах.
 
Ниже представлен максимально детализированный, поэтапный и секторально структурированный План развития Российской Федерации на 2026–2030 годы, включающий цели, конкретные меры, ответственные органы, источники финансирования и ключевые показатели эффективности (KPI). План разработан как альтернатива действующей стратегии с акцентом на практическую реализуемость, технологический суверенитет, человеческий капитал и устойчивое развитие.

Национальная стратегия развития РФ на 2026–2030 гг.​

«Россия 2030: Суверенитет, Инновации, Люди»​

I. Общие принципы​

  1. Принцип приоритета человека: все решения оцениваются по влиянию на качество жизни граждан.
  2. Технологическая независимость: минимизация зависимости от недружественных юрисдикций в критических технологиях.
  3. Федерализм с ответственностью: регионы получают больше полномочий при условии достижения KPI.
  4. Зелёный переход: экологическая устойчивость как условие экономического роста.
  5. Открытость данных: все государственные проекты публикуются в открытом реестре с ходом исполнения.

II. Поэтапная реализация (по годам)​

2026 — Год основ​

  • Запуск институциональных реформ.
  • Создание инфраструктурных якорей (полупроводники, ИИ, логистика).
  • Принятие базовых законов (о цифровом рубле, защите данных, зелёных стандартах).

2027–2028 — Годы масштабирования​

  • Массовое внедрение решений в регионах.
  • Рост несырьевого экспорта.
  • Формирование кадрового резерва в новых отраслях.

2029–2030 — Годы консолидации​

  • Достижение целевых KPI.
  • Переход к самофинансируемым моделям развития.
  • Подготовка стратегии на 2031–2035.

III. Секторальные программы​

1. Технологический суверенитет​

Цель: К 2030 году обеспечить 70% автономию в критических технологиях.​

НАПРАВЛЕНИЕКОНКРЕТНЫЕ МЕРЫОТВЕТСТВЕННЫЕБЮДЖЕТ (МЛРД РУБ.)KPI
Микроэлектроника— Строительство 3 фабрик: «Ангстрем-2» (Зеленоград), «МИЭТ-Нано» (Москва), «Сибирский чип» (Новосибирск)
— Госзаказ на отечественные чипы для гособоронзаказа и ЖКХ
— Льготы по налогу на прибыль (0% до 2032) для производителей
Минпромторг, Ростех, ВЭБ.РФ420— Производство ≥5 млн чипов/год к 2030
— Доля импорта микросхем ≤30%
Программное обеспечение— Обязательный переход госучреждений на ОС «Аврора» и «Астра Линукс» к 2027
— Создание национального AppStore для бизнес-приложений
— Гранты до 50 млн ₽ на разработку open-source решений
Минцифры, АНО «Цифровая экономика»180— 90% госсектора на отечественном ПО к 2028
— 500 тыс. разработчиков в экосистеме
Искусственный интеллект— Запуск федерального суперкомпьютера «Яр-ИИ» (производительность 10 Эфлопс)
— Обучение 100 тыс. специалистов по ИИ в вузах и онлайн
— Этический кодекс ИИ, утверждённый законом
Минобрнауки, Сбер, Яндекс (в партнёрстве с госкорпорациями)210— 10 отраслевых ИИ-платформ (медицина, сельское хозяйство, энергетика)
— 3 российские LLM в топ-20 мировых

2. Экономическая диверсификация​

Цель: Снизить долю нефтегазовых доходов в бюджете до 30%, увеличить несырьевой экспорт до $250 млрд.​

НАПРАВЛЕНИЕКОНКРЕТНЫЕ МЕРЫОТВЕТСТВЕННЫЕБЮДЖЕТ (МЛРД РУБ.)KPI
Не-сырьевой экспорт— Создание 10 экспортных кластеров (машиностроение, химия, IT, продовольствие)
— Упрощение таможенных процедур для экспорта (до 2 часов)
— Финансовая поддержка через ЭКСАР (экспортные гарантии до 90%)
Минэкономразвития, Россельхозбанк, ВЭБ300— Экспорт несырьёвых товаров ≥$250 млрд к 2030
— 50 тыс. МСП на экспортных рынках
Малый и средний бизнес— Единое окно регистрации/ликвидации (1 день)
— Налоговые каникулы 2 года для стартапов в приоритетных отраслях
— Фонд микрофинансирования (до 5 млн ₽ без залога)
Минэкономразвития, ФНС, Корпорация МСП250— Доля МСП в ВВП ≥35%
— 8 млн зарегистрированных МСП (+25% к 2025)
Альтернативная логистика— Завершение ж/д обхода Украины через Казахстан и Монголию
— Расширение портов в Арктике (Сабетта, Восточный)
— Создание международного транспортного коридора «Север–Юг» (Иран–РФ–Индия)
Минтранс, Росжелдор, Россотрудничество600— Грузооборот по новым маршрутам ≥200 млн тонн/год
— Сокращение логистических издержек на 15%

3. Человеческий капитал​

Цель: Повысить индекс человеческого капитала (HCI) до 0.70 (сейчас ~0.62).​

НАПРАВЛЕНИЕКОНКРЕТНЫЕ МЕРЫОТВЕТСТВЕННЫЕБЮДЖЕТ (МЛРД РУБ.)KPI
Образование— Цифровые школы: планшет + интернет для каждого ученика 5–11 кл.
— Профтехобразование: бесплатные курсы по 50 востребованным профессиям
— Программа «Наставник»: 1 млн студентов под опекой инженеров и учёных
Минпросвещения, Минобрнауки480— 80% выпускников ПТУ трудоустроены в течение 3 месяцев
— 500 тыс. школьников в IT-кружках
Здравоохранение— Онкоскрининг для всех граждан 40+ (бесплатно 1 раз в год)
— Телемедицина в 100% сельских ФАПов
— Строительство 200 модульных больниц в малых городах
Минздрав, ФОМС720— Снижение смертности от рака на 20%
— Доступность врача в селе ≤24 часа
Демография— Выплата на 3-го ребёнка = прожиточный минимум до 7 лет
— Бесплатные ясли для семей с доходом <2 ПМ
— «Жильё молодым»: субсидия 40% первоначального взноса
Минтруд, Минстрой900— Суммарный коэффициент рождаемости ≥1.8
— Снижение бедности семей с детьми на 30%

4. Инфраструктура и регионы​

Цель: Сократить разрыв в качестве жизни между регионами на 40%.​

НАПРАВЛЕНИЕКОНКРЕТНЫЕ МЕРЫОТВЕТСТВЕННЫЕБЮДЖЕТ (МЛРД РУБ.)KPI
Транспорт— Скоростная магистраль Москва–Казань (350 км/ч)
— Модернизация 15 тыс. км дорог (национальные и региональные)
— Электрификация 50% пригородных поездов
Минтранс, Росавтодор1 200— Средняя скорость междугороднего сообщения +25%
— Дороги категории «норматив» ≥85%
ЖКХ— Программа «Чистый город»: замена теплосетей, водопроводов, канализации в 100 старых городах
— Субсидии на установку «умных счётчиков»
Минстрой, Фонд ЖКХ550— Аварийность сетей снижена на 50%
— Потери воды ≤15%
Цифровые города— Внедрение систем «умного освещения», видеонаблюдения, управления трафиком в 50 городахМинцифры, «Ростелеком»180— Снижение ДТП на 20%
— Энергопотребление уличного освещения –30%

5. Экология и климат​

Цель: Снизить выбросы на 30% к 2030 (от уровня 1990 г.), достичь углеродной нейтральности к 2060.​

НАПРАВЛЕНИЕКОНКРЕТНЫЕ МЕРЫОТВЕТСТВЕННЫЕБЮДЖЕТ (МЛРД РУБ.)KPI
Зелёная энергетика— Строительство 5 ГВт ВИЭ (ветер, солнце) в ДФО и Сибири
— Субсидии на солнечные панели для частных домов
Минэнерго, Россети320— Доля ВИЭ в энергобалансе ≥12%
— 1 млн домохозяйств с автономной генерацией
Лесовосстановление— Спутниковый мониторинг вырубок в реальном времени
— Обязательное восстановление 100% вырубленных площадей
Рослесхоз, Роскосмос90— Площадь восстановленных лесов ≥500 тыс. га/год
— Снижение нелегальных рубок на 70%
Переработка отходов— Запрет полигонального захоронения в 50 городах
— Строительство 100 мусороперерабатывающих заводов
Минприроды, «РТ-Инвест»280— Уровень переработки ≥60%
— Ликвидация 500 свалок

6. Госуправление и правопорядок​

Цель: Повысить доверие к государству до 60% (сейчас ~45%).​

НАПРАВЛЕНИЕКОНКРЕТНЫЕ МЕРЫОТВЕТСТВЕННЫЕБЮДЖЕТ (МЛРД РУБ.)KPI
Цифровое государство— Все госуслуги — через единый портал с биометрией
— Блокчейн-реестр госзакупок (прозрачность в реальном времени)
Минцифры, ФНС120— 95% услуг доступны онлайн
— Сокращение коррупционных рисков в закупках на 50%
Антикоррупция— Обязательная декларация расходов для чиновников и их семей
— Независимый антикоррупционный суд при ВС РФ
Генпрокуратура, Совет Федерации— Количество осуждённых за коррупцию +30%
— Индекс восприятия коррупции (CPI) ≥35
Правовая реформа— Упрощение ГК и НК РФ (сокращение на 30%)
— Гарантии защиты инвестиций через международный арбитраж в ЕАЭС
Минюст, ЦБ50— Россия в топ-30 Doing Business по защите инвесторов

IV. Финансирование и контроль​

Источники средств (всего: ~6.5 трлн ₽ за 5 лет):​

  • Федеральный бюджет: 60%
  • Госкорпорации и внебюджетные фонды: 20%
  • Частные инвестиции (ГЧП): 20%

Механизмы контроля:​

  • Единый цифровой дашборд «Россия 2030» с открытыми данными по каждому проекту.
  • Независимый экспертный совет с участием РАН, бизнеса, НКО.
  • Ежегодный аудит Счётной палатой с публикацией результатов.
  • Обратная связь от граждан через платформу «Голос народа» (влияние на 10% бюджетных решений).

V. Ожидаемые результаты к 2030 году​

ПОКАЗАТЕЛЬ2025 (БАЗА)2030 (ЦЕЛЬ)
ВВП на душу населения$13 000$18 000
Доля несырьевого экспорта42%65%
Уровень бедности12.6%≤8%
Индекс цифровизации0.680.85
Ожидаемая продолжительность жизни73.5 лет77 лет
Доверие к государству45%60%

Этот план реалистичен, потому что:
  • Опирается на уже существующие компетенции (атомная энергетика, IT, сельское хозяйство).
  • Учитывает ограничения (санкции, бюджет).
  • Включает механизмы обратной связи и коррекции курса.
  • Не требует радикальных идеологических сдвигов — только системную, последовательную работу.

Если потребуется, могу подготовить региональную адаптацию плана (например, для Дальнего Востока, Северного Кавказа или Центральной России) или детализацию по одному из направлений.
 
Top