Carder
Professional
- Messages
- 2,619
- Reaction score
- 1,882
- Points
- 113

Веб-сайт O'Reilly Media является ярким примером работы Web 2.0.
Спросите дюжину интернет-экспертов, что означает термин Web 2.0, и вы получите дюжину разных ответов. Некоторые говорят, что Web 2.0 - это набор философий и практик, которые предоставляют пользователям Интернета глубокие и богатые возможности. Другие говорят, что это новый набор приложений и технологий, которые упрощают людям поиск информации и связь друг с другом в Интернете. Некоторые журналисты утверждают, что этот термин вообще ничего не означает - это всего лишь маркетинговый ход, используемый для ажиотажа в социальных сетях.
Прежде чем мы перейдем к дискуссии о том, что на самом деле означает Web 2.0, давайте посмотрим, откуда возникла эта фраза. В 2004 году издательская фирма O'Reilly Media и компания MediaLive International, занимающаяся производством выставок, провели мозговой штурм. Обе компании запланировали конференцию, на которой будут обсуждаться состояние Интернета, его будущее и новые технологии, которые помогут обеспечить его успех в Интернете. Тим О'Рейли, основатель и генеральный директор O'Reilly Media, хотел подчеркнуть, что, несмотря на крах интернет-компаний в 2000 году, Интернет обязательно станет источником огромных доходов.
Во время этого мозгового штурма издатель O'Reilly Media Дейл Догерти придумал фразу Web 2.0 для описания новой веб-среды, возникшей после аварии. В то время как десятки интернет-компаний объявили о банкротстве, нескольким надежным сайтам удалось выжить. Новые веб-сайты появлялись каждый день, и многие из них использовали совершенно иные бизнес-модели, чем коммерческие сайты, существовавшие до краха.
Тем не менее, ни у кого не было четкого определения того, что на самом деле означает Web 2.0. Если действительно существовала Веб 2.0, значит ли это, что была еще и Веб 1.0? Использование «2.0» подразумевало улучшение или новое поколение веб-сайтов, но не было единого мнения о том, что отличает Web 2.0 от Web 1.0.
В сентябре 2005 года Тим О'Рейли опубликовал в блоге запись, определяющую Web 2.0. Объяснение занимало пять страниц текста и графики, иллюстрирующие то, как О'Рейли понимает значение этого термина.
Философия Веб 2.0 О'Рейли включала следующие идеи:
- Использование Интернета как платформы для приложений
- Демократизация Интернета
- Использование новых методов распространения информации
В следующем разделе мы рассмотрим, что означает использование Интернета в качестве платформы.
Содержание
- Использование Интернета в качестве платформы
- Демократизация Интернета
- Распространение информации
- Дебаты о Web 2.0
Использование Интернета в качестве платформы

Винтон Серф, вице-президент Google, на Всемирном форуме знаний в Сеуле, октябрь 2007 года. Google воплощает видение О'Рейли компании Web 2.0.
В записи блога, описывающей его философию Web 2.0, Тим О'Рейли написал, что до того, как лопнул пузырь доткомов, такие веб- компании, как Netscape, сосредоточились на предоставлении продукта. В случае Netscape продуктом был веб-браузер. Эти продукты затем послужат основой для набора приложений и других продуктов. О'Рейли видит компанию Web 2.0, которая предоставляет услугу, а не продукт.
Примером, который О'Рейли использовал в своей записи в блоге, был Google . Он сказал, что ценность Google зависит от нескольких факторов:
- Это мультиплатформенный сервис. Вы можете получить доступ к Google на ПК или Mac (с помощью веб-браузера) или на мобильном устройстве, таком как сотовый телефон.
- Он избегает бизнес-модели, установленной индустрией программного обеспечения. Вам не нужно покупать определенный программный пакет, чтобы пользоваться услугой.
- Он включает в себя специализированную базу данных с результатами поиска, которая без проблем работает с его программным обеспечением для поисковых систем. Без базы данных поисковое приложение бесполезно. С другой стороны, без поискового приложения база данных слишком велика для навигации.
Другие сайты придерживаются аналогичной философии. В 2007 году социальная сеть Facebook предоставила сторонним разработчикам доступ к своему API. Вскоре появились сотни новых приложений, использующих Facebook в качестве платформы. Члены Facebook могут выбирать из десятков приложений, чтобы улучшить их опыт просмотра.
Услуги и доступ к веб-сайту являются важной частью философии Web 2.0 и связаны с идеей демократизации Интернета. В следующем разделе мы рассмотрим, как обычные люди взаимодействуют с Интернетом и меняют его.
Сохраняя простоту
Хотя для веб-сервисов важно обеспечить удобство для пользователей, также важно не переусердствовать. Предоставление слишком большого количества опций или усложнение системы для обычного пользователя может отпугнуть потенциальных клиентов. Сложная система может понравиться небольшой группе энтузиастов, но для того, чтобы иметь большую клиентскую базу, услуга должна быть оптимизированной и несложной. Например, веб-сайты с большим количеством флэш-анимации, мультимедийными приложениями и интерактивными функциями могут понравиться технически подкованным пользователям, имеющим высокоскоростное подключение к Интернету. Но для обычного посетителя эти сайты могут показаться множеством шума и ярости, ничего не означающими.
Демократизация Интернета

Веб-сайт Amazon представляет некоторые концепции Web 2.0 в таких функциях, как обзоры книг для клиентов.
Демократизация Интернета[/B] связана с тем, как люди получают доступ к Интернету и вносят в него свой вклад. Многие ранние веб-страницы были статичными , и пользователи не могли добавлять информацию или взаимодействовать с ней. В некотором смысле многие компании думали об Интернете как о расширении телевидения - браузеры пассивно просматривали любой контент, предоставляемый Интернетом. Однако у других компаний были другие идеи. Например, Amazon разрешил посетителям создавать учетные записи и отправлять обзоры книг. Любой желающий мог сыграть роль литературного критика. Вскоре другие покупатели использовали эти обзоры, чтобы решить, какие книги покупать. Члены Amazon помогали формировать опыт просмотра.
Философия Web 2.0 подчеркивает важность взаимодействия людей с Интернетом. У каждого есть возможность внести свой вклад в Интернет. И, обращая внимание на то, что пользователи ищут и делают в Интернете, компания может предоставлять более качественные услуги и укреплять лояльность клиентов. Некоторые веб-страницы полностью зависят от вклада пользователей - без них не было бы веб-сайта. Вики - хороший тому пример. Пользователи могут вводить информацию, изменять существующие данные или даже удалять целые разделы вики. В конечном итоге люди, которые посещают веб-сайт, определяют, что он содержит и как выглядит.
Тим О'Рейли писал о важности использования коллективного разума. Он заявил, что веб-сайты, созданные благодаря вкладу пользователей, превратятся в более совершенные сайты, чем другие сайты. Он привел Википедию как прекрасный пример. О'Рейли чувствовал, что сообщество информированных пользователей может отслеживать и поддерживать сайт. Однако, поскольку каждый может вносить информацию в Википедию, человек может отправить неверную информацию случайно или намеренно. Невозможно гарантировать точность информации, и вы не можете привлекать кого-либо к ответственности за предоставление неверной информации.
Еще один элемент демократизации Интернета - это теги. Веб-теги - это метки, которые позволяют пользователям связывать информацию с определенными темами. Многие сайты позволяют пользователям применять теги к информации, начиная от загруженных изображений и заканчивая записями в блогах. Теги становятся важными, когда люди используют поисковые системы. Пользователи могут пометить свою информацию с помощью условий поиска, и когда другой пользователь вводит поисковый запрос, соответствующий тегу, эта информация будет указана в качестве результата поиска. Пометка данных делает поиск информации более быстрым и эффективным. Теги, добавленные пользователями, являются частью фолксономии, системы классификации в Интернете.
Последний кусок головоломки демократизации - программное обеспечение с открытым исходным кодом. Программа с открытым исходным кодом - это программа, в которой программист позволяет любому посмотреть код, который он использовал для создания приложения. И вы можете делать больше, чем просто смотреть. Некоторые могут позволить вам изменить код, чтобы сделать его более эффективным, или даже создать новую программу, используя исходный код в качестве основы. В идеале программа с открытым исходным кодом будет проходить наилучшее доступное тестирование качества, потому что любой может изучить и протестировать ее.
Но демократизация Интернета - это лишь одна часть философии Web 2.0. В следующем разделе мы рассмотрим, как веб-сайты динамически распространяют информацию.
Распространение информации

Technorati - это веб-сайт, который отслеживает и каталогизирует блоги.
До краха dot-com на многих веб-страницах были изображения и текст, которые администраторы веб-страниц обновляли редко. По мере того, как программное обеспечение для веб- редактирования стало более удобным для пользователя, стало легче вносить изменения чаще. Некоторые компании продолжали представлять информацию статичным, неинтерактивным способом, но некоторые начали экспериментировать с новыми способами распространения информации.
Один новый способ заключается в использовании веб - синдикации форматы , такие как Really Simple Syndication ( RSS ). С помощью RSS пользователи могут подписаться на веб-страницу и получать обновления всякий раз, когда администратор этой страницы вносит какие-либо изменения. Некоторые программисты разработали приложения, которые создавали программы чтения RSS на ПК или компьютерах Mac, что означало, что пользователи могли проверять обновления своих любимых веб-сайтов, даже не открывая веб-браузер.
Другой способ обмена информацией в сети стал неожиданностью для многих: блоги. Хотя люди создают личные веб-страницы с первых дней существования Интернета, формат блога сильно отличается от традиционной личной веб-страницы. Во-первых, большинство блогов организовано в хронологическом порядке, поэтому читатель может увидеть самую последнюю запись, затем вернуться в архив и проследить за развитием блога от начала до конца.
Блоги - хороший способ быстро донести информацию до читателей. Люди читают блоги, видят то, что им интересно, и пишут об этом в собственных блогах. Информация начинает распространяться от одного блоггера к другому. Маркетинговые фирмы называют этот метод передачи информации от блога к блогу вирусным маркетингом . Многие компании ищут способы использовать вирусный маркетинг в своих интересах - это и мощная реклама, и недорогая, потому что целевая аудитория делает большую часть работы за вас.
Веб-страницы, такие как блоги, полагаются на использование постоянных ссылок. Постоянные ссылки - это гипертекстовые ссылки, которые ведут к определенной записи в блоге. Без постоянных ссылок обсуждение записей блога стало бы утомительным процессом. Все ссылки будут вести пользователя на главную страницу блога, которая могла быть обновлена с момента создания ссылки. Постоянные ссылки позволяют пользователям привязать путь к определенной записи в блоге. Если вы видите особенно увлекательное обсуждение в блоге, вы можете использовать постоянную ссылку, чтобы направить туда своих друзей, чтобы они прочитали эту тему.
Другой ключевой концепцией Web 2.0 является включение в Интернет некомпьютерных устройств. Многие сотовые телефоны и КПК теперь имеют некоторый уровень подключения к Интернету, а приложение Apple iTunes легко интегрируется с iPod. О'Рейли приводит распространение Интернет-сервисов за пределы компьютеров как еще один пример того, как Интернет развивается.
Дальше мы рассмотрим, как некоторые члены веб-сообщества оспаривают необходимость использования термина Web 2.0.
Бросьте свою капсулу на ветер
Подкастинг стал популярным способом обмена информацией - он сочетает в себе хронологическую структуру блога, услугу подписки в формате веб-синдикации и возможность подключения некомпьютерного устройства для подключения к сети. Видеоблоги (влоги) на YouTube и других видеосайтах дают людям еще один способ делиться информацией.
Дебаты о Web 2.0
Термин Web 2.0 вызвал множество дискуссий. Некоторые не согласны с тем, что именно означает этот термин, а другие утверждают, что он вообще ничего не означает. Вот краткое изложение основных аргументов:- Тим Бернерс-Ли, изобретатель World Wide Web, отверг концепцию Web 2.0. Он назвал Web 2.0 «жаргоном» и сказал, что «никто даже не знает, что это значит» в интервью IBM developerWorks. Бернерс-Ли сказал, что Всемирная паутина всегда была способом общения людей друг с другом, и что в философии Web 2.0 нет ничего нового или революционного.
- Рассел Шоу, автор по телекоммуникациям , опубликовал в блоге запись в 2005 году, в которой сказал, что этот термин является не более чем маркетинговым слоганом. Он писал, что хотя отдельные элементы Web 2.0 действительно существуют, их нельзя сгруппировать под одним термином или концепцией. Шоу утверждал, что концепции в Web 2.0 слишком широки, и что многие его цели противоречат друг другу.
- Джей Финберг, специалист по информационной архитектуре, назвал Web 2.0 «ретроспективной концепцией». Он сказал, что всего через год после того, как О'Рейли ввел этот термин, он превратился в маркетинговый трюк. Финберг отметил, что многие популярные технологические компании приняли этот термин, чтобы сделать свои компании инновационными. Это, в свою очередь, ослабило любое значение, которое могло иметь исходное имя.
- Интернет-эссеист Пол Грэм первоначально отверг Web 2.0 как модное слово, но позже отказался от него после того, как О'Рейли опубликовал свой взгляд на то, что означает Web 2.0. Даже тогда, по словам Грэма, этот термин изначально не имел значения, но стал более определенным, когда люди стали глубже изучать текущее состояние Интернета. Его точка зрения состоит в том, что Web 2.0 относится к лучшему способу использования всемирной паутины - через реальные связи между пользователями и более высокий уровень интерактивности.
- Эндрю Кин, интернет-критик, придерживается явно негативной точки зрения на Web 2.0. Он называет феномен самостоятельной публикации и ведения блогов «цифровым нарциссизмом». Аргумент Кина не о том, существует ли Web 2.0; это о том, является ли Web 2.0 хорошей идеей. Он указывает на то, что, пока люди пишут и загружают в Интернет много информации, никто не тратит время на ее прочтение. В результате учреждения, занимающиеся созданием качественного контента, страдают от того, что каждый слишком занят публикацией своего мнения, чтобы найти хорошую информацию.
Чтобы узнать больше о Web 2.0 и связанных темах, перейдите по ссылкам на следующей странице.
Некоторые люди считают, что Web 2.0 имеет так много значений, что превратилось в модное слово. Некоторые эксперты Web 2.0 уклоняются от этого термина и вместо этого используют такие фразы, как «социальные сети» и «демократизация Интернета».