Carder
Professional
- Messages
- 2,619
- Reaction score
- 1,869
- Points
- 113

Протестующие приняли участие в демонстрации «Восстань и сопротивляйся» на Таймс-сквер 31 октября 2020 года, непосредственно перед предстоящими президентскими выборами в США.
У вас когда-нибудь было ощущение, что вы не можете понять, что происходит? В какой-то момент все кажется нормальным, а затем внезапно кадр меняется, показывая мир в огне, борющийся с пандемией, рецессией, изменением климата и политическими потрясениями.
Это «зозобра», своеобразная форма тревоги, которая возникает из-за невозможности выработать единую точку зрения, оставляя вас с такими вопросами, как: прекрасный ли осенний день или тревожный момент сходящихся исторических катастроф?
Накануне всеобщих выборов, результат и последствия которых неизвестны, многие американцы могут столкнуться с этим состоянием.
Как исследователи этого явления, мы отметили, как зозобра распространилась в обществе США в последние годы, и считаем, что идеи мексиканских философов могут быть полезны американцам в эти неспокойные времена.
С момента завоевания и колонизации долины Мексики Эрнаном Кортесом мексиканцам приходилось сталкиваться с волной за волной глубоких социальных и духовных потрясений - войн, восстаний, революций, коррупции, диктатуры, а теперь и угрозы превращения в наркогосударство. Мексиканские философы должны были поразмышлять над более чем 500 годами неопределенности, и им есть чем поделиться.
Зозобра и колебание мира
Слово «зозобра» - это обычный испанский термин, обозначающий «тревогу», но с оттенками, которые напоминают раскачивание корабля, который вот-вот опрокинется. Этот термин стал ключевым понятием среди мексиканских интеллектуалов в начале 20-го века для описания чувства отсутствия стабильной почвы и ощущения себя не на своем месте в мире.Это чувство зозобра обычно испытывают люди, которые посещают или иммигрируют в чужую страну: ритмы жизни, то, как люди взаимодействуют, - все кажется «неестественным» - незнакомым, дезориентирующим и смутно отчуждающим.
По словам философа Эмилио Уранги (1921-1988), характерным признаком зозобра является колебание и переключение между точками зрения, неспособность расслабиться в единую структуру, чтобы разобраться в вещах. Как описывает это Уранга в своей книге 1952 года «Анализ мексиканского бытия»:
Зозобра относится к способу бытия, который постоянно колеблется между двумя возможностями, между двумя аффектами, не зная, от какого из них следует зависеть без разбора отвергая одну крайность в пользу другой. При этом страдает душа, она чувствует себя разорванной и раненной.
Что делает зозобра таким трудным для обращения, так это то, что его источник нематериален. Это душевная болезнь, не вызванная какой-либо личной неудачей или какими-либо конкретными событиями, на которые мы можем указать.
Напротив, это происходит из-за трещин в смысловых рамках, на которые мы полагаемся, чтобы разобраться в нашем мире - общее понимание того, что реально, а кто заслуживает доверия, с какими рисками мы сталкиваемся и как с ними справляться, что от нас требует элементарной приличия. и к каким идеалам стремится наша нация.
В прошлом многие люди в США воспринимали эти рамки как должное, но теперь это не так.
Мучительное чувство дистресса и дезориентации, которое испытывают многие американцы, является признаком того, что на определенном уровне они теперь осознают, насколько необходимы и хрупки эти структуры.

Во время кризисов нам нужно полагаться на наших друзей и сообщество за поддержкой.
Потребность в сообществе
Другой мексиканский философ, Хорхе Портилла (1918-1963), напоминает нам, что эти смысловые рамки, которые удерживают наш мир вместе, не могут поддерживаться отдельными людьми. Хотя каждый из нас может найти свой собственный смысл в жизни, мы делаем это на фоне того, что Портилья описал как «горизонт понимания», который поддерживается нашим сообществом. Во всем, что мы делаем, от светской беседы до принятия важных решений в жизни, мы зависим от других, которые разделяют базовые представления о мире. Это факт, который становится до боли очевидным, когда мы внезапно оказываемся среди людей с совершенно разными взглядами.В нашей книге о современной актуальности философии Портильи мы отмечаем, что в США люди все больше ощущают, что их соседи и соотечественники живут в другом мире. По мере того, как социальные круги становятся меньше и ограниченнее, зозобра углубляется.
В своем эссе 1949 года «Сообщество, величие и несчастья в мексиканской жизни» Портилла выделяет четыре признака, которые указывают на то, что петля обратной связи между зозобрами и социальной дезинтеграцией достигла критического уровня.
Во-первых, люди в распадающемся обществе становятся склонными к неуверенности в себе и нежеланию действовать, несмотря на то, насколько срочно могут потребоваться действия. Во-вторых, они становятся склонными к цинизму и даже коррупции - не потому, что они аморальны, а потому, что они действительно не испытывают общего блага, ради которого можно было бы пожертвовать своими личными интересами. В-третьих, они становятся склонными к ностальгии, фантазируя о возвращении в то время, когда все имело смысл. В случае Америки это касается не только тех, кому дано носить кепки MAGA; каждый может впасть в это чувство тоски по прошлому возрасту.
И, наконец, люди становятся склонными к чувству глубокой уязвимости, что порождает апокалиптическое мышление. Портилья говорит об этом так:
Мы всегда живем одновременно, укоренившись в мире людей и в мире природы, и если человеческий мир в какой-то степени отказывает нам в приспособлении, мир природы появляется с силой, равной уровню незащищенности, которая определяет наши человеческие связи.
Другими словами, когда общество распадается, пожары, наводнения и торнадо кажутся предвестниками апокалипсиса.

Владельцы недвижимости в крупных городах США заполняют магазины в преддверии дня выборов, поскольку местные и государственные чиновники предупреждают о насилии по всей стране, чего никогда раньше не было в США.
Как справиться с кризисом
Обозначение нынешнего кризиса - первый шаг к его преодолению. Но что же тогда делать?Портилья предполагает, что национальные лидеры могут усугубить или облегчить зозобра. Когда существует согласованный горизонт понимания на национальном уровне, то есть когда есть общее представление о том, что реально и что важно, у людей появляется более сильное чувство связи с окружающими их людьми и ощущение того, что их общество находится в лучшем положении для решения самых насущных вопросов. С этим утешением легче вернуть внимание к собственному узкому кругу влияния.
Уранга, со своей стороны, предполагает, что зозобра действительно объединяет людей в обычном человеческом состоянии. Многие предпочитают скрывать свои страдания за счастливым фасадом или направлять их на гнев и обвинения. Но Уранга настаивает на том, что честный разговор о совместных страданиях - это возможность собраться вместе. Разговор о зозобре дает повод для общения, что-то, на чем основывается любовь друг к другу или, по крайней мере, сочувствие.
Франсиско Гальегос - доцент философии в университете Уэйк Форест. Карлос Альберто Санчес - профессор философии Государственного университета Сан-Хосе.
Вы можете найти оригинальную статью здесь.