Все об SMS

CUK77

Professional
Messages
1,193
Reputation
3
Reaction score
386
Points
83
В 1992 году, когда инженер британской компании Vodafone отправил первое короткое сообщение, никто и представить себе не мог, насколько популярным станет сервис, тогда получивший название SMS (Short Message Service).
Впрочем, первые несколько лет после своего появления новый сервис не подавал никаких признаков жизни. Хотя возможность отправлять и получать текстовые сообщения была заложена в самом стандарте GSM, операторы не спешили продвигать новую технологию "в народ". Дело в том, что в начале 90-х рынок мобильной связи только формировался и даже подвижная голосовая связь была чем-то необычным. Постепенно сотовая связь, "элитный" способ коммуникации, превратилась в массовое явление. Почти параллельно с сотовой связью сервис SMS, находясь уже в семилетнем возрасте, стал обретать популярность, прежде всего среди молодежи. И в 2000 году, когда операторы позволили своим клиентам посылать короткие сообщения пользователям других сетей, планету захлестнул поток сообщений длиной до 160-ти символов. Сегодня сервисом коротких сообщений активно пользуются около 80% абонентов мобильной связи в мире. В течение года отправляются миллиарды SMS'ок. Причины такой экспансии очевидны: небольшая стоимость, возможность отправить сообщения в ситуациях, когда телефонный разговор невозможен, возможность неограниченного количества просмотров принятого сообщения.

Что в основе
Основная функция технологии SMS – прием и передача текстовых сообщений. При этом процессы обмена голосовыми и текстовыми данными являются независимыми.
В самом простом случае, когда сообщение пересылается между двумя абонентами, технология обеспечивает следующие возможности:
• Доставка сообщения без занятия речевого канала – так экономятся коммутационные ресурсы плюс сообщение может быть доставлено даже во время разговора.
• Подтверждение доставки информации отправителю (либо оповещение о невозможности доставки).
Благодаря этой опции ты без звонка узнаешь о нахождении абонента в зоне действия сети. Если абонент недоступен для базовых станций, сообщение придет к нему, как только он окажется online.
• Независимость процесса обмена сообщениями от местонахождения абонента.
Факт независимости цены сообщения от того, где находится абонент, способствовал росту популярности SMS среди молодежи: если абоненты находятся в разных странах, цена голосовой связи между ними увеличивается многократно, а стоимость сообщения остается прежней.
При отправке сообщение снабжается служебной информацией, необходимой для правильной доставки адресату. Сообщения, поступающие в центр SMS, фиксируются в базе данных системы и отправляются адресатам в соответствии с прописанной схемой доставки. При этом SMS-центр взаимодействует с базой данных HLR, в которой находится информация о клиентах оператора сотовой связи. В общем случае сообщение передается по обычным сигнальным каналам и достигает выбранного абонента, после чего текст сохраняется в его SIM-карте. Если доставить сообщение в данный момент времени невозможно, система периодически возобновляет попытки передачи. Доставленное сообщение удаляется из базы данных SMS-центра (хотя удаление после доставки, как и хранение в процессе, – настраиваемая функция).
Несмотря на перечисленные заслуги технологии, ее главный плюс - способность интегрироваться с другими сетями пакетной коммутации. Именно факт "связи с внешним миром" делает сервис SMS интересным как для инвесторов, так и для пользователей. Благодаря возможности взаимодействовать со многими информационными сетями, сегодня работают многочисленные информационные сервисы, организована продажа медиаконтента и контроль лицевого счета в реальном времени.
Итак, на сегодняшний день налажено взаимодействие с:
• Биллинговой системой;
• Справочно-информационными сетями;
• Электронной почтой;
• Службой Web.

Биллинг и управление услугами
Операторы сотовой связи - не альтруисты, поэтому их услуги стоят денег. Тарифы на услуги и статистику по их использованию отслеживает биллинговая система. Технология SMS предоставляет широкие возможности по работе с биллинговой системой оператора. Вот стандартные примеры взаимодействия абонента с БС:
• Запрос об остатке средств на лицевом счете.
Абонент сети может получить данные о состоянии своего счета в реальном времени. В зависимости от оператора (и тарифного плана) может быть выдана вот такая информация: средняя скорость расходования средств (и, соответственно, прогнозируемая дата отключения), факт приближения к порогу отключения определенных услуг (или самой связи) и т.д.
• Прием платежей по картам.
Отправив определенное сообщение (вида *101*(номер карты)#), абонент получит от оператора уведомление о пополнении счета или узнает об ошибке.
• Подключение и отключение услуг.
Возможность клиентов взаимодействовать со своими системами выгодна оператору: упрощается введение новых сервисов, оповещение абонентов и т.д.

Справочно-информационные сети
Взаимодействие с информационными сетями позволяет абоненту получать любую информацию на экран своего мобильного телефона. Долгое время продажа информации была прерогативой операторов связи. Эти сервисы не рекламировались, и узнать о них можно было разве что прочитав "Справочник абонента". Плюс скудность инфо-меню: прогноз погоды, гороскоп и прочее. Со временем ситуация резко изменилась и основной продаваемой информацией стал медиаконтент. За последние три года российский рынок мобильного контента пережил бурный рост, и по состоянию на 2004 год его объем составил $310 млн. Наибольшей популярностью пользуются мелодии, логотипы, Java-игры. К "медиаконтенту" относятся и интерактивные услуги: чаты, SMS-игры, лотереи и др.
Несмотря на фантастическое разнообразие информации, получаемой с помощью справочно-информационных сетей, существует всего два режима ее поступления абонентам связи:
1. Пассивный.
Чаще всего это периодически рассылаемая информация, на которую (как правило) подписан абонент, - в основном новости, курсы валют, расписание определенных мероприятий, анекдоты и т.д.
2. Интерактивное взаимодействие.
"Общение" с инфо-базами с помощью коротких сообщений. При таком режиме можно обеспечить гибкое перемещение по базе данных для получения нужной информации. Таким образом могут быть организованы: расписание движения транспорта, биржевые котировки, мобильный банк.

Электронная почта
Хотя многие современные мобильные терминалы способны отправлять и принимать e-mail стандартными средствами SMTP, обмен электронной почты посредством SMS-сервиса стал довольно популярным (самая развитая услуга – именно получение почты на мобильник). Технология обеспечивает следующие варианты обмена:
• Отправка сообщения.
Абонент набирает адрес и текст сообщения и отправляет его так же, как и обычное SMS-сообщение. Доставка сообщения обеспечивается SMS-центром.
• Получение сообщения.
Каждому абоненту сотовой сети ставится в соответствие некий электронный адрес. Поступающая на этот адрес почта направляется SMS-центром на "трубку" абонента. В зависимости от объема письма информация может приниматься полностью или частично. Сервис, как правило, можно настроить так, чтобы просто получать сообщения о новых письмах или краткую информацию (отправитель, дата, тема и др.).
Интернет
Связка "SMS+интернет" позволяет любому пользователю, имеющему доступ к Сети, отправить сообщение/много сообщений любому абоненту сотовой сети абсолютно бесплатно и анонимно. Более того, есть возможность отправить сообщение от имени любого абонента. Также не проблема получать сообщения от абонентов на компьютер. Удобно? Да, особенно в ситуациях, когда нет доступа к мобильной связи (находишься ты вне зоны действия сети, например), но есть доступ к Сети.
Любая развившаяся технология рано или поздно привлечет внимание коммерсантов и будет эксплуатироваться ими. Если технология предполагает получение (обмен) информации, то она станет одним из инструментов получения прибыли и, соответственно, распространения рекламы. Когда-то такое превращение произошло с e-mail, и в итоге мы получили тонны спама, за который расплачиваемся собственным трафиком, потерей времени в поисках нужного письма и собственными нервами. Для справедливости стоит сказать, что кое-кто из нас использует это явления себе во благо - за размещение рекламы люди готовы платить (аудитории спамеров могли бы позавидовать некоторые телевизионные каналы). И теперь, "благодаря" потенциалу взаимодействия SMS с другими сетями, обороты набирает.

SMS-спам
Возможность рассылать спам посредством SMS – "золотая жила" для рекламодателей и одновременно головная боль для многих (в перспективе всех) абонентов сотовых сетей. Число абонентов мобильной связи – более миллиарда. Это крупнейшая база данных, содержащая почти все возможные целевые аудитории, так что рекламировать можно что угодно. Еще один принципиальный плюс SMS-спама перед e-mail: не нужно собирать спам-листы. В отличие от адресов электронной почты, номера телефонов легко генерировать с большим "выходом годных".
Задачи SMS-спамера – максимальная эффективность рекламы, максимальный охват аудитории и максимально обеспеченная собственная анонимность. Посмотрим, как это реализуется.
Большинство операторов мобильной связи предоставляют возможность отправлять короткие сообщения со своего сайта. SMS-спамеры первой волны использовала этот факт, так как ни один оператор не следил за количеством отправленных сообщений. Позже появились ограничения на количество сообщений, отправленных с одного компьютера. Но что такое компьютер с точки зрения Сети? Правильно, это IP-адрес. Меняя IP-адрес, мы можем получить "индульгенцию" на отправку еще некоторого количества сообщений. На этом основано большинство программ для массовой рассылки сообщений, в том числе SMSreklama.
Софтина позиционируется как "инструмент для интернет-маркетинга" и позволяет:
• Массово рассылать SMS-сообщения на телефоны абонентов большинства сотовых сетей России и ближнего зарубежья.
• Отправлять сообщения анонимно.
• Генерировать базы данных телефонов целевой аудитории (в программе есть встроенный генератор номеров).
В будущем обещается поддержка многопоточности, поддержки SOCKS PROXY, расширение списка операторов. Кардинальный минус, как это чаще всего бывает, - цена в $300.
Более рациональный вариант – использование SMS-шлюзов (sms-gate). Количество сообщений здесь, как правило, не лимитируется, поэтому такие шлюзы живут недолго (однако свежие, то есть еще не убитые, всегда можно найти в Сети).
Для того чтобы использовать любой из двух обозначенных рецептов (не включая smsreklama), понадобится простая утилита, умеющая выбирать номер из базы, вставлять его в форму и отправлять сообщение. Кроме того, необходима софтина, умеющая перебирать proxy-серверы (из списка) и направлять запросы через них (например SocksChain). Из этого можно сделать главный вывод: SMS-спам – это просто!!!
Если сама техника рассылки сообщений не так уж сложна, то повышение эффективности разосланной рекламы – дело творческое, требующее креативности и плодовитости на идеи. Один из "классических" рецептов - подмена отправителя.
Давно существуют программы, которые позволяют в поле "номер отправителя" писать все что угодно - вплоть до набора букв, а не цифр. И этим пользуются! Как не воспользоваться шансом послать сообщения от имени известной фирмы? Кто не обратит внимание на такое? Судя по всему, в ближайшее время появится другая, прямо противоположная SMS-спаму возможность, - блокировка входящих SMS на выбранном номере телефона. Совсем недавно небезызвестная компания Samsung запатентовала интересную технологию, которая позволяет удалить отосланное сообщение с телефона адресата. Для того чтобы это сделать, нужно отправить еще одно сообщение с командой на удаление (применимо только к непрочитанным SMS'кам). Совершение таких деструктивных действий - дело будущего (пусть очень недалекого). Однако злоумышленники уже довольно давно пытаются "найти" мобильные аналоги компьютерных вирусов, которые можно было бы отправлять через короткие сообщения.

SMS-убийцы
В 2001 году в ПО некоторых телефонов была найдена одна довольно интересная уязвимость: при получении SMS-сообщения определенного содержания телефон выключался и не работал до тех пор, пока владелец не производил удаление-установку аккумулятора. Возможность временно "убивать" телефон дистанционно стала широкоизвестной, в результате расплодились слухи о том, что с помощью текстовых сообщений можно полностью вывести телефон из строя.
На самом деле все более прозаично. Доподлинно известно, что телефоны Nokia 3310/3330/6210 были "неравнодушны" к сообщению вида "0x04 0x05 0x015 0x8A". "Убийственным" для телефонов Siemens стало сообщение вида "%English" (кавычки - часть сообщения). Этой напасти оказались подвержены многие телефоны вплоть до 55-ой серии. Некоторые мудрецы приводят также другие тексты для "писем счастья" (в их числе "%Deutsch","%Magyar" и др.), правда, их работоспособность не выяснена. Если не хочешь возиться с набором сообщений, можно использовать соответствующий софт, например Sms Attacker. Достаточно выбрать производителя аппарата, и программа пошлет по нужному номеру "убийственную SMS'ку". Кроме того, есть приятная опция: рассылка SMS по списку и по диапазону адресов. Ничего не мешает провести акт массового убийства телефонов.
Как бы то ни было, SMS-убийцы уходят в прошлое и через некоторое время о них будет помнить только история. Однако найденные уязвимости показали всем, что, кроме очевидных перспектив развития, технология SMS таит в себе коварные "подводные камни".
 
Top