Что делает людей счастливее - предметы или переживания?

Carder

Professional
Messages
2,619
Reputation
9
Reaction score
1,695
Points
113
happy-experiences-1.jpg

Что именно вы помните из своего восьмого дня рождения?

У тебя было счастливое детство? Вы помните рождественское утро или свой день рождения, когда вы просыпались и знали, что за углом ждут подарки? Вы помните огни на дереве или свечи на праздничном торте, когда ваша семья и друзья пели вам серенаду? Вы были счастливы?

Рассмотрим сами подарки. Что ты получил, скажем, на свой восьмой день рождения? Не пытайтесь слишком много думать; на самом деле, вы можете обнаружить, что то, что подняло вас на вершину счастья в возрасте 8 лет, создавало лишь мимолетное удовольствие, которое исчезало в течение короткого времени. Фактически, исследователи установили, как долго материальные объекты делают нас счастливыми - а это всего от шести до 12 недель. Как бы сильно вы ни желали определенную игрушку, как только вы ее получили, она вам надоела или вы привыкли к ней, и удовольствие, которое вы получали от нее, исчезло.

Исследователи полагают, что получение счастья от объектов - в психологической литературе это называется материализмом - доставляет нам гораздо меньше удовольствия, чем другой механизм счастья - опыт. Экспериенциализм, то есть использование опыта для получения удовольствия, делает нас намного счастливее, чем материализм. Почему именно остается предметом споров.

Действительно ли опыт делает нас счастливее, чем предметы? Рассмотрим наш предыдущий пример: если бы предметы делали нас счастливее, вы бы запомнили большую часть подарков, полученных на прошлый день рождения. Вместо этого мы более четко запоминаем контекст, окружающий эти подарки: день рождения, рождественское утро, ужин в День святого Валентина. Мы помним не столько подарок, сколько опыт, связанный с подарком.

Счастье: материализм против экспериментализма​

happy-experiences-2.jpg

Французский философ Джон Поль Сартр.

Было проведено много исследований, посвященных изучению материализма. Начиная с 1950-х годов философ Джон Поль Сартр разделил способы достижения счастья на три категории: обладание, действие и бытие. Третье, существо, требует отдельной статьи, так что пока мы просто сконцентрируемся на том, чтобы иметь и делать. К 1990-м годам, когда социологи и психологи начали развивать свои взгляды на изучение обретения внешнего счастья, концепции наличия и действия Сартра превратились в психосоциальные идеи материализма и эмпирического опыта.

Результаты этого интенсивного исследования довольно плохо отразились на материализме. Фактически, психологи связывают материализм с расстройствами личности и недугами, такими как нарциссизм, социальная тревога и общая неудовлетворенность жизнью. Это убеждение отражено по крайней мере в одной школе религиозной мысли: буддисты считают, что материальные объекты на самом деле служат препятствием на пути к истинному счастью.

С другой стороны, экспериментальный подход оказался лучше под научным исследованием. Исследование, проведенное в 2009 году в Государственном университете Сан-Франциско, показало, что при сравнении опыта люди становятся намного счастливее, чем предметы. В ходе опроса 154 студента колледжа попросили написать либо об определенном опыте, либо о предмете, приобретенном в течение последних трех месяцев, чтобы сделать его счастливым. Психологи обнаружили, что участники выражали удовлетворение своими покупками - их, конечно же, просили написать о покупке, которая сделала их счастливыми. Однако респонденты, которые писали о покупках чего-либо, например о вечеринке, как правило, испытывали большее удовлетворение, когда действительно совершали покупку. Они также выразили большее удовлетворение покупкой во время опроса.

Исследование в Сан-Франциско показало, что переживания не только приносят нам большее счастье, но и доставляют счастье на долгие годы.

В чем, собственно, проблема с концепцией, что предметы могут приносить счастье? Почему материализм получил такую плохую репутацию? Более того, почему кажется, что переживания делают нас более счастливыми?

Зачем испытывает бить предметы на счетчике счастья​

happy-experiences-3.jpg

Похоже, людям больше нравится слышать о вашей поездке по наблюдению за китами, чем о вашей новой машине.

В исследовании, проведенном в Сан-Франциско, есть некоторые недостатки: в нем был опрошен только конкретный сегмент более широкого населения - молодые люди, и данные были самооценкой. Эту последнюю часть трудно преодолеть в любом исследовании счастья, поскольку эмоции субъективны. Тем не менее, исследование подтвердило и другие выводы: когда дело доходит до счастья, переживать больше всего.

Причина этого до сих пор остается предметом споров. Ведущий исследователь Сан-Франциско Райан Хауэлл утверждал, что большинство приобретаемых впечатлений - опять же, как и в тот вечер, - это общие переживания. Таким образом, они могут приносить нам больше счастья, потому что укрепляют связи с другими людьми. Вспоминая опыт, это не столько похоже на хвастовство, сколько при упоминании недавно купленного объекта. Иными словами, люди кажутся менее завистливыми, когда вы рассказываете им о своей недавней поездке, чем когда вы говорите о своей новой машине.

Экспериенциализм также подвержен ревизионизму, который может объяснить, почему опыт делает нас счастливее. Мы можем управлять своими воспоминаниями о них, чтобы сделать нас еще счастливее. Та вечеринка по случаю восьмого дня рождения, которую вы вспомнили ранее, возможно, произошла не так, как вы ее помните. Однако ваши впечатления от того, как объект заставил вас чувствовать, намного менее изменчивы.

Эту идею подтверждают результаты исследования, опубликованного в августовском выпуске журнала Consumer Research за 2009 год. Люди действительно получают больше удовольствия от переживаний, если сами переживания складываются положительно. Фактически, если этот опыт окажется ужасным, авторы исследования утверждают, что покупка действительно может ухудшить настроение покупателя.

Также нам надоедают приобретаемые предметы. Новизна материального предмета конечна (помните, от шести до 12 недель). С другой стороны, переживания не такие мимолетные, возможно, потому, что мы можем пересмотреть свои воспоминания о переживаниях. «Нам не надоедают счастливые воспоминания, как это бывает с материальным предметом», - отмечает Райан Хауэлл.

Когда дело доходит до экспериментализма и материализма, есть одна общая черта - деньги. Исследования счастья, которое испытывает переживание, и предметы, могут помочь выяснить, как вещи, за которые мы платим, приносят нам удовольствие. (Третью часть триумвирата счастья Сартра - бытие - обычно нельзя купить.) Что важно в идее о том, что опыт может принести счастье, так это то, что опыт часто стоит денег. Поездки по наблюдению за китами-косатками, билеты на шоу японских барабанов, романтические ужины, дни рождения - все это стоит денег. Таким образом, исследования, подобные исследованию, проведенному в Государственном университете Сан-Франциско, непреднамеренно доказали, что за деньги можно купить счастье, несмотря на множество данных, которые показывают, что состоятельные люди ничуть не счастливее, чем средний Джо.
 
Top