Тактика влияния культа - это мощный инструмент

Carder

Professional
Messages
2,619
Reaction score
1,882
Points
113
Поскольку культы широко используют многие методы влияния, я нахожу их увлекательными и изучаю их всякий раз, когда появляется возможность. Дальше обсуждается тактика влияния культа, но я думаю, что важно сначала определить, что я имею в виду, когда я использую слово «культ», и изучить некоторые важные вопросы, связанные с этой темой, прежде чем углубляться.

"Что вообще такое культ?"
Культ - это группа людей, которые объединяются вокруг сильного авторитета. Культы, как и многие другие группы, пытаются расширить свое влияние в целях власти или денег. Однако для достижения этих целей деструктивные культы используют мощную смесь методов влияния и обмана для достижения психологического контроля над членами и новобранцами. Этот фундаментальный уровень контроля также известен как «промывание мозгов», «реформа мышления» или «контроль над разумом». Успешная индукция деструктивного культа вытесняет прежнюю идентичность человека и заменяет ее новой. Эта новая идентичность не может быть той, которую человек выбрал бы свободно по собственному желанию (Hassan, 1990).

В США существует более 3000 деструктивных культов, насчитывающих около 4 миллионов членов. Они делятся на 4 основных типа:
  • Религиозный - тип, о котором мы слышим чаще всего;
  • Психологический / Просвещение - проведение дорогостоящих семинаров по «просветлению»;
  • Коммерческие - включая определенные пирамиды и многоуровневые маркетинговые организации;
  • Политические - организованные вокруг политической догмы. Изначально нацизм был культом, и все еще можно найти культы, скрывающиеся в левом и правом крыле американской политики.

«В чем разница между сектой ... и моей церковью, моим клубом служения или, скажем, Анонимными Алкоголиками?»
Различий много, но главное - конечная цель. Установленные религии и альтруистические движения ориентированы вовне - они пытаются улучшить жизнь своих членов, а зачастую и нечленов. Они вносят альтруистический вклад. Культы служат своим целям, которые являются целями культового лидера; их энергия направлена внутрь, а не вовне (Singer, 1995). Кроме того, у религий и альтруистических движений обычно отсутствуют отличительные черты властного авторитарного контроля, использования обмана при вербовке, использования методов принудительного влияния и замены одной идентичности другой, которую человек не мог бы свободно выбрать до присоединения. группа (Hassan, 1990).

Услышав о методах влияния культов, некоторые из моих учеников рассуждают так: если секты используют тактики влияния A, B и C, а моя церковь (или клуб здоровья, или команда дебатов) также использует тактики влияния A, B и C, тогда мои Церковь (или другая группа) ничем не отличается от культа.

Такое рассуждение представляет собой логическую ошибку, называемую «подтверждением следствия».

Вот аргумент того же типа на другом примере. Факт 1: когда идет дождь, тротуар намокает. Факт 2: тротуар мокрый. Вывод: должно быть, шел дождь. Вы можете видеть, что существует множество других причин, которые могли вызвать мокрый тротуар, в том числе соседский садовый шланг, ваша негерметичная банка с газировкой, соседская собака (ну!) Или множество других смачивающих агентов. Точно так же существует ряд других определяющих характеристик, которые делают культ культом, помимо тактики влияния, которую они используют.

«Какие люди присоединяются к культам? Что с ними не так?»
После самоубийства культа НЛО / Небесных ворот я слышал, как несколько деятелей СМИ задают эти вопросы бывшим и нынешним членам культа. Вопросы вызывают у меня смех, потому что они прекрасный пример того, как неправильные вопросы могут поставить или скрыть проблему. Даже когда эксперты по культам правильно указывают на мощные ограничения окружающей среды, создаваемые культами, а не на личности и биографию отдельных членов культа, эти медийные личности целенаправленно задают вопрос: «А что не так с членами культа?» Ответ для подавляющего большинства призывников состоит в том, что с ними не было ничего «плохого» - по крайней мере, до тех пор, пока их не убедили присоединиться к культу.

По большей части к культам присоединяются нормальные, средние люди - такие, как мы с вами. Исследования показывают, что примерно две трети членов культа - психологически здоровые люди из нормальных семей. У оставшейся трети, вероятно, будут депрессивные симптомы, обычно связанные с личной потерей - возможно, смертью в семье, неудавшимися романтическими отношениями или проблемами в карьере. Только от 5 до 6 процентов членов культа демонстрируют серьезные психологические проблемы до присоединения к культу (Singer, 1995). Культы не хотят и не вербуют людей с психологическими проблемами или физическими недостатками - они представляют собой потерю, а не рост продуктивности, ориентированной на культы. Культы предпочитают умных, продуктивных людей, которые могут вкладывать деньги и талант в их проект.

Вот некоторый психологический фон, который может дать представление об индукции культа - он довольно плотный, так что пристегнитесь и держитесь.
Поведение является функцией как личности человека, так и его ситуации (те из вас, кто изучает психологию, могут вспомнить классическую формулировку Левина B = f [P, E], которая указывает на то, что поведение является функцией или взаимодействием обоих личность и окружение). Одним из величайших открытий социальной психологии было то огромное влияние, которое окружающая среда - непосредственная ситуация - оказывает на поведение людей. Тем не менее, устанавливая причину, наблюдатели обычно приписывают причину личности человека, а не ограничениям окружающей среды.
Это настолько стойкое и надежное человеческое предубеждение - приписывать причину человеку, а не окружающей среде - что ему дали название «фундаментальная ошибка атрибуции».

Дело в том, что окружающая среда может легко доминировать над личностными различиями между людьми, делая индивидуальные различия относительно незначительной переменной в уравнении. Другими словами, в сильной и захватывающей ситуации люди часто реагируют на нее одинаково одинаково, независимо от личностных различий. Этот трюизм неоднократно демонстрировался в лаборатории (Шариф, Аш, Милгрэм ...) и, что еще более пугающе, в реальной жизни (нацизм, большевизм, Джим Джонс ...).

В соответствии с этим открытием, похоже, не существует надежного личностного фактора, который предсказывал бы принадлежность к культу. Однако определенные ситуационные элементы делают людей более уязвимыми для вербовки сектантов, и они включают: одиночество (как это переживает кто-то, недавно переехавший в новое место); депрессия (как мы себя чувствуем после неудачных отношений); и неуверенность в том, что делать дальше (как я чувствовал, когда впервые поступил в колледж). Эти ситуации вызывают желание быстрых и простых решений. Культы предлагают множество «решений», которые, что более важно, сопровождаются структурой, авторитетом и тесными социальными контактами - элементами, которые люди хотят, в которых нуждаются и которые большинство из нас принимает как должное в повседневной жизни.

По словам психолога и культового эксперта Маргарет Талер Сингер, культы процветают в периоды социальных и политических потрясений и «во время распада в структуре и правилах преобладающего общества». Культы были распространены после падения Рима, во время Французской революции и в Англии во время промышленной революции. Культы возникли в Японии после Второй мировой войны и в Восточной Европе после падения коммунистического режима. Здесь, в Америке, культы процветали во время правления контркультуры 1960-х годов. Гражданские беспорядки, культура наркотиков, сексуальная революция и ослабление семьи заставили людей искать ответы и уверенность, которые с энтузиазмом давали культы.

«Хорошо, как они это делают? Как секты вербуют членов крепости, а затем заставляют их вести себя иррационально, а иногда и аморально?»
С моей точки зрения, как давнего изучающего влияние, позвольте мне заявить - с разочарованием - что я не могу найти ничего волшебного, сверхъестественного, фантастического или даже экстраординарного в том, как членов привлекают и удерживают в культах. Я так же очарован теориями «волшебной пули», как и все остальные, и все же я не могу найти почти ничего в репертуаре культиста, чего еще не было бы в литературе о социальном влиянии.

Я вспоминаю старого учителя немецкого образования, которого я учил в колледже, который тоже оказался фокусником. Иногда он развлекал нас неожиданным фокусом во время занятий. Если вы сделали ему комплимент за его способности, он пробормотал: «Кейне Хексрей, нур Бехендигскрафт». То, чему он меня научил, означает: «Никакой магии, только мастерство». И это как раз тот случай, когда культовые мастера-манипуляторы, такие как Applewhite, изображены справа. Они используют мощный набор тактик - неэтичное мастерство влияния, если хотите, - подавляющее большинство из которых широко известны и изучаются социальными психологами. Никакого волшебства, только мастерство.

Мне удалось выделить около 30 тактик влияния (в зависимости от того, насколько точно вы разделяете типы), которые в той или иной степени используются в культах. Кажется, что они группируются в два типа: первый набор используется для привлечения новобранцев (я называю это тактикой получения), а второй набор используется для удержания участников (я называю это тактикой удержания). Между ними есть значительное совпадение, но я делаю различие, потому что тактика сохранения в значительной степени неубедительна для новичка, в то время как тактика получения слишком трудоемка, тонка и требует усилий, чтобы поддерживать контроль над преданными членами.

Я расскажу только об одной тактике на этом сайте. Я бы ни за что не хотел, чтобы этот веб-сайт считался источником тактики влияния культа, и единственная тактика, которую я предлагаю, является общей, уже известной любому достойному лидеру культа.

Техника горячего сиденья. Представьте, что вы входите в тускло освещенную комнату внутри культового комплекса и видите членов культа, сидящих в большом круге вокруг стула в центре. По призыву лидера отдельный член культа медленно поднимается, подходит к стулу и садится. Лидер говорит: «Расскажи нам о своих недостатках на этой неделе, Аарон. Очисти себя, исповедавшись всем нам». Так думает Аарон и начинает говорить. «Ну, в понедельник я на несколько мгновений усомнился в наших учениях о загробной жизни. А во вторник я почувствовал низкое сексуальное влечение к женщине…» и так далее. Его признание встречает чередование неодобрения его признаний и похвалы за «чистоту» со стороны остальной группы.

Основная цель этого упражнения - снизить самооценку. Это отличный пример принципа социального влияния, который гласит следующее: человек с низкой самооценкой будет более убедительным, чем человек с высокой самооценкой, когда пропагандируемая идея слаба . Обратите внимание на важное уточнение: «... когда пропагандируемое сообщение слабое». Между самооценкой и убеждением нет простой линейной зависимости.

Выдающийся исследователь убеждения Уильям МакГуайр впервые предложил взаимосвязь между двумя переменными в 1969 году. Он рассуждал так: человек с низкой самооценкой будет более восприимчив к убедительным сообщениям, потому что они больше доверяют другим людям. С другой стороны, рассуждал он, они также должны быть менее внимательны к убедительным сообщениям, поскольку люди с низкой самооценкой и депрессивными людьми, как правило, более сосредоточены на себе. Макгуайр предсказал обратное для другого конца кривой: люди с высокой самооценкой должны быть менее восприимчивыми, но более внимательными и, следовательно, лучше понимать сообщение. Учитывая, что как люди с низкой, так и с высокой самооценкой имеют какой-то барьер против убедительных сообщений, они должны казаться несколько похожими с точки зрения убеждения. МакГуайр рассуждал, что наиболее убедительными людьми будут те, кто находится в середине шкалы самооценки, которые достаточно внешне ориентированы, чтобы принять и осмыслить сообщение, но не настолько уверены в себе, чтобы сразу же отвергнуть новую идею. Действительно, метаанализ, проведенный Родсом и Вудом (1992), подтвердил эту криволинейную зависимость.

Но есть оговорка: когда проповедуемое сообщение слабое и безосновательное, оно будет отвергнуто как людьми с высокой, так и умеренной самооценкой. Таким образом, с неубедительными по своей сути сообщениями - такими как фантастические и причудливые изобретения культовых лидеров - члены, у которых регулярно понижается самооценка, останутся убежденными. И как лучше сделать это, если не публично проявить свою вину.

Теперь, когда вы знаете, как работает этот принцип, послушайте небольшой разговор, который я записал из «Live» Prime Time [sic! Это все было записано заранее!] Программа брала интервью у Рио Д'Анджело, 40-го члена культа НЛО / Heaven's Gate от Applewhite, который не покончил жизнь самоубийством. Когда его спросили об отделе «Индивидуальные потребности» секты, который закупал предметы первой необходимости, Д'Анджело ответил следующей цитатой. Читая его, ищите доказательства заниженной самооценки.

«Если бы мне пришлось написать записку в« Индивидуальные потребности», например, о дезодоранте, зубной щетке или чем-то еще, я бы сказал, что э-э,« я могу ошибаться, но похоже, что мой дезодорант может закончиться ». Причина в том, что нас учили не быть настолько уверенными в том, что мы говорим правду. Например, может быть некоторая вероятность того, что мой дезодорант не кончился. И у меня может быть не тот дезодорант".

Вот явное свидетельство заниженной самооценки у оставшегося члена культа НЛО / Небесных ворот. Фактически, Д'Анджело признает, что его учили «не быть настолько уверенным!» Работает социальное влияние; в этом случае принцип заниженной самооценки в сочетании с потусторонним набором убеждений помог удержать Д'Анджело в культе - даже после того, как 98% его товарищей были мертвы! "Кто я такой, чтобы говорить, что они мертвы?" благочестивый член может рассуждать. «Может быть некоторая вероятность, что они не мертвы. Или я мог видеть мертвых людей из неправильного культа. Кто я такой, чтобы говорить?»

Выше была представлена единственная техника влияния - одна из многих - используемых культами для удержания членов. Тактика влияния культа - это мощный инструмент, который в руках недобросовестного лидера культа может вызвать крайний, а в некоторых случаях фатальный уровень подчинения.

Но мы далеко не беззащитны перед нападками на наши умы. На этой странице обсуждаются четыре защиты, которые мы можем противопоставить культам: 1) обнаружение предупреждающих знаков влияния культа, 2) постановка ключевых вопросов, чтобы определить, является ли организация культом, 3) знание того, как защитить себя на встречах, которые, как мы подозреваем, могут быть попытки вербовки сектантов и 4) понимание депрограммирования и консультирования по выходу, современных методов побега.

Прежде чем перейти к деталям, я хотел бы вкратце обсудить коварный психологический процесс, называемый «корыстное предубеждение». Это предубеждение заставляет нас думать, что мы невосприимчивы к влияниям, которые влияют на остальное человечество. Я постоянно сталкиваюсь с этим предубеждением, когда описываю свою работу по сопротивлению убеждению: «Я думаю, это здорово, что вы пытаетесь помочь людям сопротивляться телевизионной рекламе. Конечно, телевизионная реклама меня не убеждает ...»

Эгоистическая предвзятость демонстрировалась бесчисленное количество раз: большинство американцев считают, что они умнее и лучше среднего; большинство водителей (даже госпитализированных в результате дорожно-транспортных происшествий) считают себя более опытными, чем средний водитель; большинство дышащих смогом Лос-Анджелеса считают себя более здоровыми, чем их соседи; большинство студентов колледжей считают, что они переживут прогнозируемый возраст смерти на 10 лет и так далее.

Самый ироничный пример корыстной предвзятости, который я когда-либо слышал, появился в статье по социальной психологии, написанной одним из студентов Келтона. После обсуждения в классе корыстной предвзятости этот студент написал:

«Я не понимаю, почему они говорят, что корыстная предвзятость универсальна. Я имею в виду, я вижу это в других людях, но лично у меня нет корыстной предвзятости».

Я не шучу, это действительно написал студент!

Корыстная предвзятость часто проявляется безобидным или забавным образом, как в примерах выше. Но в контексте влияния культа это предубеждение оставляет у нас опасную иллюзию неуязвимости: «Я не из тех бездумных зомби, которые присоединяются к культу». Но очень немногие бездумные зомби присоединяются к культам. Вместо этого, как обсуждалось на предыдущей странице, подавляющее большинство новобранцев культа - нормальные, продуктивные люди - люди, уверенные в своей способности игнорировать тактику влияния культа. Итак, если бы мне пришлось назвать самую важную защиту от влияния культа, это осознание того, что все мы уязвимы - наши друзья, наши семьи и мы сами. (Примечание: д-р Сингер убедительно утверждает, что ложные представления о неуязвимости делают нас особенно уязвимыми, но этот адрес выведет вас с веб-сайта социального влияния, поэтому вы можете добавить эту страницу в закладки перед тем, как уйти.)

Две книги сыграли важную роль в обеспечении материала для остальной части этой страницы: Стивена Хассана «Борьба с культовым контролем над разумом» и «Культы» Маргарет Талер в нашей среде» (они включены в библиографию). Оба настоятельно рекомендуются для тех, кому нужна дополнительная информация.

Девять симптомов культового влияния​

Точно так же, как врач ищет симптомы, помогающие обнаружить болезнь, следующие симптомы предупреждают нас о том, что член семьи или друг, возможно, попал под влияние культа. Конечно, не все из них проявляются во всех случаях, но они дают сигнал о том, что что-то не так. Ни один из симптомов не может быть убедительным, но вы должны отнестись с подозрением, если увидите вместе несколько из следующих симптомов - и помните, что чем быстрее обнаруживается влияние культа, тем легче будет спасение.

Изменения личности: вы замечаете, что говорите: «Он другой человек» или «Я ее больше не знаю»? Деструктивные культы успешно заменяют личности своих членов новыми идентичностями.

Резкие сдвиги в ценностях или убеждениях: Конечно, ценности и убеждения меняются постепенно в течение жизни, но психологические исследования показали, что убеждения и ценности очень устойчивы к резким краткосрочным изменениям. Такие радикальные изменения требуют экстремального ситуационного влияния, например, со стороны опытных лидеров культов.

Изменения в диете или режиме сна : культы часто ограничивают диету и сон своих членов, возможно, в попытке помешать нормальному, рациональному мышлению. Кроме того, вегетарианские диеты, обычно требуемые лидерами культов, позволяют культам дешево кормить своих членов.

Отказ от посещения важных семейных мероприятий : члены семьи представляют собой серьезную угрозу влиянию культа. Таким образом, многие культы не разрешают членам посещать семейные мероприятия, такие как свадьбы, болезни родственников, выпускные и т.д.

Неспособность принимать решения без консультации с лидером культа или гуру: одним из признаков зависимости от лидера культа является потеря личной автономии.

Внезапное использование новой идеологии для объяснения всего: подобно арфисту, играющему на инструменте с одной струной, член культа использует свою новую идеологию для объяснения всего мира - даже когда это совершенно неуместно.

Черно-белое, упрощенное рассуждение: под всем сложным жаргоном вы обнаружите, что рекрут культа делит свой мир на «хороший» и «плохой». Оттенки серого, в которых мы все живем, обычно невыносимы для культа.

Новый словарный запас: вдруг человек использует сложный жаргон, чтобы скрыть иррациональное или упрощенное мышление? (Хотя это могло быть просто признаком посещения аспирантуры!)

[TD]Настаивайте на том, чтобы вы делали то, что делают они: вербовка - одна из первых обязанностей , которую возлагают на нового члена культа. Он укрепляет убеждения новобранцев и одновременно расширяет ряды секты.

Обнаружение деструктивных культов: ключевые вопросы, которые нужно задать​

Если вы столкнулись с организацией, которая вызвала у вас подозрение, Стив Хассан порекомендует ряд вопросов, которые вы можете задать, чтобы определить, может ли эта организация быть сектой.

Какое прошлое у лидера организации? Есть ли у лидера судимость?
Вот некоторые предыдущие профессии культовых лидеров: карнавал, продавец подержанных автомобилей и энциклопедий, писатель-фантаст. Не то чтобы эти занятия были чем-то изначально неправильным, но они представляют собой необычное резюме для духовного лидера. Однако все эти профессии объединяет то, что они влияют на профессии. Многие лидеры культов научились уловкам торговли в предыдущей карьере. Некоторые нарушили закон.

Какова структура власти в организации?
В отличие от большинства устоявшихся религий, которые используют широкую структуру власти с системой сдержек и противовесов, культы часто имеют пирамидальную структуру, в которой один лидер на вершине требует полного подчинения со стороны своих подчиненных. Деструктивные коммерческие культы часто характеризуются подобной пирамидальной структурой, когда те, кто наверху, получают прибыль от работы тех, кто внизу.

Использует ли организация обман для набора новых членов?
Многие культы используют респектабельные организации в качестве прикрытия. Например, что общего у Freedom Leadership Foundation, Международного культурного фонда и «Нарканона»? Все они - прикрытия для культов. Фонд лидеров свободы и Международный культурный фонд принадлежат Церкви Объединения, а Нарканон находится в ведении Церкви Саентологии. Еще более зловещим является недавнее приобретение Церковью Саентологии Сети осведомленности о культах, ранее служившей центром сбора важной информации о деструктивных культах.

Вы пытаетесь завербовать меня?
Это будет работать часто, но не всегда. Некоторые секты предписывают своим членам немедленно отрицать попытку вербовки. (Однако я обнаружил, что подобный вопрос творит чудеса и с телемаркетингом!)

На вражескую территорию: сопротивление методам влияния культов на их родной территории​

Часто новичку предлагают пригласить семью и друзей на ознакомительную встречу. Получив такое приглашение от ребенка, вы получили ценную, но рискованную возможность помочь любимому человеку сбежать. Когда вы приедете на встречу, члены культа, вероятно, попытаются изолировать вас от вашего ребенка. Это разделение может быть выполнено довольно тонко: в одну минуту вы сидите рядом друг с другом; В следующую минуту к каждому из вас подходит член культа, который вовлекает вас в отдельные беседы, постепенно удаляясь друг от друга, пока вы не окажетесь на другом конце комнаты от своего ребенка. Культы часто пытаются контролировать ваши средства передвижения, превращая двухчасовой семинар в ночную.

Автор: Келтон Роудс, доктор философии
 
Last edited:
Top