Инфраструктура банкоматов

Man

Professional
Messages
2,965
Reaction score
488
Points
83
Банкоматы — это захватывающий пример модели, которую мы часто видим в финансах: внутреннее улучшение операций, встроенное в бизнес, который в конечном итоге породил инфраструктурный слой, который может стать гораздо более крупным бизнесом. И при всей их вездесущности почти никто, даже люди, профессионально занимающиеся финансами, не понимают, как они работают.

Первые банкоматы, которые дебютировали в конце 1960-х годов, были, как следует из названия, строго экономичными устройствами для банковских отделений. Отделения существуют как офисы продаж, но имеют побочные функции управления наличностью. Чем плотнее вкладчики вокруг отделения, тем больше транзакций происходит в пиковые периоды, например, по утрам в пути на работу и в обеденное время. Чем больше транзакций вам нужно обслужить в окне, тем больше кассиров вам нужно нанять. Кассиры и удивительно недороги относительно степени доверия, оказанного им, и удивительно дороги относительно таких профессий, как, например, кассиры, которые выглядят внешне похожими. Банки давно хотели контролировать расходы на базу кассиров.

Первоначальный тезис, лежащий в основе банкомата, заключался в том, что можно перенести большинство рутинных операций кассира, таких как снятие наличных и проверка баланса, в машину, а затем зарезервировать кассира для более сложных рутинных операций, таких как обналичивание чеков. Машины постепенно приобретали больше функций по мере того, как они становились все более распространенными.

Интересно, что занятость кассиров на самом деле существенно выросла с появлением банкоматов. Долгосрочный спрос на розничный банкинг рос вместе с экономикой, а большее количество отделений компенсировало сокращение числа кассиров в каждом отделении. См. Bessen 2016.

Базовая транзакция в банкомате​

Что происходит, когда вы снимаете деньги в банкомате? Чтобы объяснить это, сначала нам придется избавиться от очень распространенного заблуждения о деньгах.

Многие люди считают, что наличные деньги, бумага, напечатанная правительством, соразмерны деньгам, и что банковские депозиты, хранящиеся в банках частного сектора, представляют собой требование на деньги. Ни то, ни другое не соответствует действительности. Вместо этого банковские депозиты сами по себе являются деньгами, созданными государственно-частным партнерством. Они являются доминирующей формой денег. Экономист рассказал бы вам о денежной массе М1 и М2 здесь. Как человек, иногда работающий в сфере финансовых услуг, я бы просто помахал рукой и сказал: «Около 90% того, что весь мир думает о деньгах, — это полезные деньги, а 10% — это устаревшие бумажные сертификаты, которые банки с радостью обменяют на полезные деньги».

И поэтому самая распространенная транзакция в банкомате — это не столько снятие, сколько продажа. Вы покупаете какую-то бумагу с мистическим свойством, связанным с ней, в обмен на деньги, и часто платите комиссию за удобство.

Эта продажа гораздо, гораздо более уязвима для мошенничества, чем большинство продаж в экономике, из-за мистических свойств бумаги, которую вы покупаете. В частности, большинство транзакций в экономике не полагаются на подтверждение наличия средств в реальном времени. Эта транзакция, как правило, полагается, и поэтому она не может ездить по рельсам, используемым в других частях экономики. («Рельсы» — это отраслевой жаргон для обозначения комбинации технической инфраструктуры, отношений между учреждениями и контрактов, которые позволяют деньгам перемещаться быстрым и предсказуемым образом).

Использовать банкомат, принадлежащий вашему банку, довольно просто: банк может доверять своим собственным базам данных и выполнять ряд компенсационных транзакций для осуществления внутренних закупок ваших бумаг.

Ваш депозит является обязательством банка. Ваша покупка бумаги обменивает актив банка, бумагу с мистическими свойствами, на это обязательство, частично погашая его. Если с вас взимается комиссия, банк частично погашает свое обязательство перед вами и регистрирует доход.

Однако для получения наличных в банкомате, не принадлежащем вашему банку, потребовалось некоторое инфраструктурное волшебство.

Банкоматы и сети банкоматов «вне помещений»​

Первоначально банкоматы были сосредоточены в банковских отделениях и работали только для банка-владельца, но вскоре они стали самостоятельным бизнесом. Так называемые «внешние» банкоматы принадлежали и управлялись небанковскими организациями и размещались в барах, ресторанах, торговых центрах, транспортных коридорах и т. п.

Хотя многие читатели, возможно, этого не помнят, банковские банкоматы были бесплатными в рамках политики, примерно до 1990-х годов. Банкоматы, находящиеся вне помещений, таковыми не были; они взимали (обычно фиксированную) комиссию за снятие наличных, что было в подавляющем большинстве случаев наиболее распространенной транзакцией, для которой они использовались.

Банкоматы стали очень, очень крупным и прибыльным бизнесом. Типичная транзакция рифмуется с "Я продам вам бумагу на 40 долларов за 43 доллара, при этом на каждые несколько сотен транзакций потребуется несколько минут внимания оператора". Привлекательность этой математики для операторов привела к тому, что по всему миру были установлены миллионы банкоматов.

В ранние дни операторы банкоматов вели бы последовательные переговоры с банками для их поддержки, и поэтому у вас был бы банкомат, который, возможно, мог бы работать с региональной сетью и крупным национальным банком, но ваш выбор того, какие именно банки будут работать, был бы разным для отдельных банкоматов. Это было бы крайне неэффективно для всех сторон. Банки не хотят заниматься бизнесом переговоров с операторами, у которых всего десять банкоматов. Операторы предпочли бы иметь адресный рынок «всех», а не только подмножество пешеходного трафика перед их банкоматом. Клиенты не хотят искать по всему городу совместимый банкомат, особенно в дни до появления смартфонов.

И так начали формироваться так называемые межбанковские сети. Одной из первых сетей была Cirrus, которая начиналась как ассоциация шести банков и в конечном итоге была куплена MasterCard за королевскую сумму в 40 миллионов долларов. (40 миллионов долларов пошли намного дальше в финтехе в 1980-х; в наши дни это было бы переполненной серией A.) Предложение Cirrus операторам было простым: за цену одних переговоров/интеграции они могли бы привлечь клиентов из нескольких банков. Cirrus продолжала работать над расширением числа банков, которые работали с ними, что пассивно увеличивало бы охват любого банкомата с логотипом Cirrus. Взамен операторы платили бы Cirrus комиссию за облегченные транзакции.

И как выглядели эти транзакции? Они отражают быструю серию компенсирующих транзакций, используемых другими платежными системами, такими как банковские переводы и кредитные карты.

Когда вы подходите к банкомату, вы узнаете два интересных факта о мире: ваш банк должен вам денег и у оператора банкомата есть волшебная бумажка, которая в настоящее время находится в пластиковом контейнере совсем рядом с вами.

Когда вы совершаете транзакцию с помощью банкомата, сеть, к которой он подключен, быстро заключает сделку с вашим банком, в результате чего ваш банк должен вам меньше денег и больше денег сети банкоматов. Одновременно он заключает компенсационную сделку с оператором банкомата, в результате чего он должен деньги этому оператору банкомата. Затем оператор банкомата заставляет свой аппарат выдать волшебную бумагу.

Обратите внимание, что расчеты по этим сделкам обязательно происходят намного медленнее, чем сама транзакция. Сеть банкоматов часто будет получать оплату на следующий рабочий день от вашего банка, но оператор банкомата, вероятно, получит оплату через несколько дней от сети банкоматов, используя перевод ACH (в США) или аналогичные часто медленные рельсы.

Из этого факта вытекают два интересных следствия.

Во-первых, эксплуатация банкоматов — очень капиталоемкий бизнес, и не из-за стоимости самого аппарата (всего несколько тысяч долларов за штуку), а из-за стоимости хранения магической бумаги в качестве инвентаря и частого использования реальных денег для покрытия расходов клиентов на покупку магической бумаги, по которым еще не произведен расчет.

Во-вторых, вот это, святая корова: разве это не напоминает платежную систему во всех деталях? Эксплуатация платежных систем — это гораздо, гораздо лучший бизнес, чем продажа бумаги, даже с умопомрачительными наценками.

Угадай, что?

Сети банкоматов фактически являются платежными рельсами​

Если вы когда-либо использовали дебетовую карту для покупки чего-либо в США, вас, возможно, спрашивали: «Дебетовая или кредитная?», и вы удивлялись: «Хм, разве они не могут по внешнему виду определить, что это дебетовая карта? Или это не указано, я не знаю, в номере карты, на магнитной полосе или где-то еще?»

Это не тот вопрос, который вам задавали.

Вопрос, который вам задали ( а если его задавал человек, то он, вероятно, тоже не понял), был таким: «Вы хотите провести эту транзакцию с помощью кредитной карты или дебетовой карты?»

Все верно: сети банкоматов давно поняли, что, поскольку они обязательно обладают всеми функциями платежной системы, им следует заняться платежным бизнесом, даже если он будет отключен от машин, с которыми они больше всего связаны, и даже если не будет задействована бумага. Им просто нужно было убедить бизнес использовать их.

Этот выбор между сетью, которую вы используете, о котором вы даже не знали, что делаете, принадлежит вам по праву. Это установлено законом и нормативными актами. Закон — это Закон об электронных переводах средств (EFTA), более известный в отрасли как Положение E. Положение E регулирует колоссальную часть банковских операций и чрезвычайно дружелюбно по отношению к клиентам. (Я, кхм, возможно, когда-то написал несколько сотен писем, помогая менее искушенным потребителям убеждать банки соблюдать свои обязанности в соответствии с Положением E и ему подобными. У меня странные хобби).

Раздел 920 Reg E появился позже. В 2011 году в правилах внедрения (PDF; см. страницу 2) было добавлено малоизвестное требование, согласно которому эмитенты дебетовых карт должны поддерживать не менее 2+ сетей карт с различной аффилированностью. Сеть кредитных карт (Visa/Mastercard/и т. д.) учитывается для одного из их требований. Сети кредитных карт имеют аффилированные сети дебетовых карт, но из-за требования разнообразия аффилированности они не могут учитываться для второй сети. Вместо этого эта проблема решается неаффилированными (с Visa/Mastercard/и т. д.) сетями дебетовых карт, которые в основном выросли из сетей банкоматов.

Эти компании с такими названиями, как STAR и Accel, гораздо, гораздо менее известны среди потребителей, чем мировые платежные бренды, но они используют чрезвычайно похожие рельсы. В зависимости от вашего конкретного эмитента, вы можете найти их логотипы на вашей физической карте, часто на обратной стороне. Это чаще встречается на картах, выпущенных общественными банками, которые рассматривают эти сети как альянсы, чтобы сделать свои карты удобными даже с очень ограниченной сетью отделений. Крупные региональные и национальные банки в основном считают эти сети требованием соответствия для галочки и могут даже не сообщать клиентам утвердительно об их существовании.

Опыт сетей дебетовых карт является частичным ответом на вопрос «Можно ли конкурировать с основными брендами кредитных карт среди продавцов, просто снизив цену обмена почти до нуля?», поскольку а) этот эксперимент был проведен, б) этот эксперимент действительно проводится сегодня, и в) 99,98% людей, которые читали информационный бюллетень, посвященный финансовой инфраструктуре, вероятно, не знали о существовании такой возможности. (Из этого вытекают интересные выводы как относительно долговечности сетевых эффектов, так и важности глобальных маркетинговых кампаний брендов кредитных карт, подкрепленных существенно более высоким объемом обмена, который платят компании, принимающие их).

Почему потребители просто не используют эти сети по своему усмотрению? Прежде чем задавать этот вопрос об обществе, спросите себя: как часто вы собираетесь использовать эти сети в будущем, учитывая относительно неясное заклинание, которое вам нужно произнести, чтобы получить к ним доступ, и, по сути, никакой прямой выгоды для вас? Вот, это хороший первый шаг к ответу.

Почему компании не подталкивают людей в сторону этих сетей, чтобы минимизировать свои платежные издержки? Здесь есть несколько увлекательных историй, которые частично рифмуются с «Существуют тонкие компромиссы, например, в ставках авторизации для транзакций, передаваемых через кредитные и дебетовые сети конкретным банкам-эмитентам, и очень немногие компании имеют достаточно данных и сложности для маршрутизации транзакций таким образом, чтобы оптимально сбалансировать стоимость и ставку авторизации».

Природа управления карьерой в крупных компаниях для экспертов в предметной области имеет тенденцию создавать недостающую середину оптимизаций. Есть простые вещи, которые директор по платежам будет делать как само собой разумеющееся, например, вести переговоры со своими платежными провайдерами. Затем есть сложные, карьерные проекты, которые они могут попытаться выполнить в течение многих лет, например, превратить платежи в центр прибыли, например, создав своего рода систему баллов, которая могла бы конкурировать с системой авиакомпании или Starbucks. Оптимизация маршрутизации сети в конечном итоге не происходит, потому что это очень сложно, требует значительной сложности, доступна только для части платежей (по дебетовым картам) и не так впечатляет старших руководителей, как совершенно новая система баллов, которая будет повсюду на веб-сайте и в годовом отчете.

Особенности управления денежными средствами в розничной торговле​

Если вернуться к вопросу «Дебет или кредит?», то читатели из США, возможно, помнят, что в продуктовых магазинах, Target и т. п. при выборе «дебет» у вас часто запрашивают PIN-код (который, как ни странно, часто игнорируется вашим финансовым учреждением, даже если вы введете его неправильно) и предлагают вариант возврата наличных.

Вам может быть интересно, почему существует эта опция, учитывая, что магазину может обойтись в небольшую сумму на марже, чтобы предоставить ее вам. И ответ заключается в том, что она решает потребность магазина в управлении денежными средствами.

Люди, не работающие в платежной индустрии, часто сравнивают расходы на нее с предполагаемой бесплатной обработкой наличных. Обработка наличных на самом деле не бесплатна; она субсидируется банком для розничных клиентов и очень малого бизнеса. Более крупные предприятия платят рыночные цены, как и за другие банковские услуги. Если вы имеете дело с коммерчески значимыми объемами наличных, в дополнение к вашим собственным затратам на оплату труда, связанным с этим, ваш банк установит комиссию за их внесение. Крупные розничные торговцы будут договариваться о своих собственных индивидуальных ставках, но правильная приблизительная ставка для малого бизнеса выше номинальной суммы составляет 3 базисных пункта или 3 доллара за каждые 10 000 долларов транзакции.

Итак, получение волшебной бумаги из кассы и попадание ее в ваш кошелек без предварительного посещения банка экономит деньги продавца. Это также может, потенциально, принести продавцу небольшую сумму в запасе. Наличные в его кассах — это мертвые деньги, и их можно будет положить на счет только, например, в конце недели или позже, но продажа этой бумаги покупателю за реальные деньги приводит к тому, что она поступает на его банковский счет быстрее, чем если бы вы физически отнесли ее в банк. Затем ее можно использовать для более продуктивных целей, чем для сбора пыли. Наименее интересное производительное использование, которое все еще является производительным, — это получение процентов в банке.

Больше веселья в бизнесе банкоматов​

Одним из первых применений больших данных (БД) в банковском бизнесе стала рационализация прогнозов спроса на наличные в банкоматах, что позволило операторам минимизировать свои потребности в запасах наличности и сократить количество необходимых поездок для обслуживания, особенно в отделениях.

Это удивительно большая проблема, например, в Японии, где, несмотря на совместные усилия правительства и финансовых учреждений по поощрению безналичных транзакций, существует единый ежемесячный день выплаты зарплаты по шкале Шеллинга (25-е число каждого месяца) и чрезвычайно распространенное поведение пользователей, заключающееся в снятии большей части семейной заработной платы в день выплаты зарплаты. В результате, в большинстве банкоматов в Японии предварительно заготовлен эквивалент сотен тысяч долларов на 25-е число каждого месяца, что в 50-100 раз превышает типичные уровни запасов, например, для банкоматов США.

Вы можете разумно задаться вопросом, не исчезают ли наличные деньги, хорошо ли это и т. д. Это, вероятно, заслуживает отдельного эссе, как-нибудь в другой раз. (Короткая версия: наличные деньги — это один из многих конкурирующих платежных путей. Разные равновесия будут возникать в разных местах и для разных случаев использования, как мы видим на примере других платежных путей).
 
Top