Что такое теория разума?

Carder

Professional
Messages
2,619
Reputation
9
Reaction score
1,719
Points
113
theory-of-mind-1.jpg

Вы, наверное, вообразили, что что-то привело этого человека в уныние. Это предположение предполагает, что вы способны к теории разума.

Когда вы были ребенком двух лет или около того, вы были практически безмозглыми, по крайней мере, по сравнению с тем, как вы сейчас. В первые несколько лет жизни вашим основным фокусом был вы: вам нужна была еда, комфорт, красочная игрушка - и вы были готовы очень громко плакать, чтобы получить ее. Взамен вы не предложили ничего, кроме потенциальной тишины. Вы были эгоцентричны. Однако вряд ли вас можно винить в этом; вы еще не достигли точки, в которой вы могли бы смотреть дальше своих собственных потребностей.
Затем, примерно в 3 или 4 года - если вы нейротипичны, то есть ваше умственное развитие было сравнительно нормальным - вы подверглись тому, что казалось магической трансформацией. Вы стали гением чтения мыслей. Вы внезапно стали способны смотреть сквозь пальцы на себя и принимать во внимание желания, потребности, знания и психические состояния других. Вы развили то, что называется народной психологией, то есть способность думать о состояниях ума других. Некоторые исследователи считают, что этот изящный трюк можно реализовать с помощью теории разума . Резюмируем: народная психология - это наша способность делать прогнозы о том, что у других на уме, а теория разума - одно из объяснений того, как мы реализуем эту способность.
Вы заметите, что теория разума упускает перед собой «главное». Фактически, в академических кругах это часто называют теорией-теорией. Это потому, что этот термин не относится к теории разума. Это относится к тому, как мы разрабатываем теории о сознании других людей - о чем они могут думать, что они могут чувствовать, что они могут делать дальше. Мы легко делаем эти предположения, даже не осознавая, что делаем что-то принципиально удивительное: мы делаем прогнозы относительно того, что происходит в головах других людей, и, что еще более удивительно, эти прогнозы часто оказываются верными.
Учти это. Допустим, вы собираетесь достать книгу из книжного шкафа в гостиной и входите в комнату, где любимый человек сидит, прижав подбородок к груди, не занятый какой-либо видимой деятельностью. Вы можете справедливо поверить в то, что этому любимому человеку грустно, и перестать спрашивать, что случилось. Но что лежит в основе этой веры? Что такого в том, чтобы сидеть тихо и в одиночестве с опущенной головой, что наводит на мысль о печали? Что еще более важно, какой смысл не только в возможности транслировать эту печаль другим, но и в том, чтобы они могли принять эту передачу и прекратить то, что они делают, чтобы увидеть, в чем дело? Ответы на эти вопросы, вероятно, лежат в эволюционных преимуществах, которые может дать народная психология.

Эволюция и народная психология​

theory-of-mind-2.jpg

Наряду с теорией разума есть и другие объяснения того, как мы можем, по сути, читать мысли другого человека, чтобы понять, как он будет действовать.

Концепция теории разума уходит корнями в эволюционную биологию. Этот термин был впервые введен в 1978 году работе примата исследователей, которые заключили, что высшие обезьяны, как шимпанзе не могли понять ментальные состояния, которые приводят к действию на части других, хотя позже исследования показали, что они, вероятно, могут их понять.
Так в чем же эволюционное преимущество теории разума? Как описывает это профессор коммуникаций Фрэнсис Ф. Стин, рассматривая мотивы других для предсказания их действий, животное может определить, движется ли к нему хищник, чтобы атаковать и съесть животное. И наоборот, когда кажется, что хищнику слишком жарко, чтобы двигаться в особенно теплый день, такой механизм позволяет животному - которому, вероятно, тоже жарко - тоже спокойно отдыхать и не тратить лишнюю энергию, убегая от хищника. который не заинтересован в этом. Любой, кто видел кадры, где лев и газель лежат, тяжело дышат и смотрят друг на друга всего в нескольких ярдах друг от друга, видел этот механизм в действии.
Но сравнение способности газели предсказать, находится ли лев в настроении для нападения, с психологией людей несколько не соответствует действительности. Когнитивные исследователи не обязательно считают, что такие животные, как газели и львы, обладают теорией разума. Они считают, что только люди и, скорее всего, высшие обезьяны обладают этим гораздо более продвинутым интеллектуальным анализом. Более того, если вы когда-либо смотрели на льва и считали, что он выглядит счастливым или желает быть свободным, вы только что доказали, что способны к мышлению высшего порядка, на котором основана теория разума.
Фактически, пример с газелью является конкурентом теории разума как объяснения того, как люди придерживаются народной психологии. Эта животная концепция, называемая ментальным моделированием, гласит, что мы предсказываем цели и действия других на основе создания мысленных конструкций того, что мы бы сделали, если бы были на их месте. Мы используем наш прошлый опыт, чтобы создать мысленную модель ситуации, по существу используя вычислительную мощность нашего мозга для анализа имеющихся данных, а затем для нашего прогноза.
То, что отличает теорию разума от моделирования и других объяснений того, как мы достигаем нашей способности применять народную психологию, довольно тонко. Теория разума гласит, что мы практикуем народную психологию, формируя представления о том, во что верят другие люди в данный момент. И недавние результаты исследований аутизма подтвердили теорию-теорию.

Аутизм и теория разума​

theory-of-mind-3.jpg

Тесты детей с аутизмом показывают, что им трудно учитывать точки зрения и потребности других - это состояние называется слепотой разума.

Теория разума стоит отдельно от других теорий, которые стремятся объяснить, как мы можем приписывать психические состояния тем, кого мы считаем «другими». В частности, в нем говорится, что в какой-то момент примерно в возрасте 3 или 4 лет мы начинаем осознавать, что другие люди придерживаются других взглядов, убеждений и знаний, чем мы. Нашему разуму становится очевидным, что знания можно разделить на части (мы можем знать то, чего не знает кто-то другой, и наоборот). Мы понимаем, что существует такое понятие, как притворство (способность создавать ложь). И мы понимаем, что другие люди могут чувствовать себя иначе, чем мы, а это означает, что мы не все одновременно разделяем одни и те же психические и эмоциональные состояния и убеждения. Это первый огромный шаг к метапознанию или размышлению о мышлении.
Навыки, связанные с теорией разума, проявляются не у всех людей. У людей с аутизмом уже давно наблюдается слепота разума, характеризуемая как неспособность учитывать точки зрения, желания, потребности и желания других. Это часто связывали с отсутствием сочувствия, хотя в последние годы эта идея подверглась критике. Вместо этого исследователи пришли к выводу, что людям с аутизмом не хватает теории умственных способностей.
Чтобы проверить это, исследователи провели у аутичных детей тесты на ложные убеждения. Эти тесты проходят примерно так:
Салли играет с мячом в своей комнате. Она встает, чтобы ненадолго сходить на кухню, и кладет мяч в верхний ящик комода. Пока ее нет, ее мать входит в комнату Салли и перемещает мяч из ящика комода в ящик с игрушками. Когда Салли вернется из кухни, где она будет искать мяч?
Нейротипичный ребенок правильно предположил бы, что Салли будет искать свой мяч в ящике, поскольку именно там она его и оставила. Этот ответ показывает, что у ребенка развилось осознание того, что другие могут не иметь знаний, которыми он обладает, что является отличительной чертой теории разума. Хотя этот ребенок знает, что мать Салли двигала мячом, Салли - нет. Дети с аутизмом обычно отвечают, что Салли будет смотреть в коробку с игрушками, в которую они знают, что мяч был перемещен.
Дети с аутизмом еще более склонны не пройти тест на ложные убеждения второго порядка. Они развивают тест Салли, где детей спрашивают, что, по их мнению, думает второй персонаж о другом персонаже; например, то, что, по мнению Джона, знает Тодд, находится в его ланч-боксе.
Теория разума - интересная концепция. Возможно, дальнейшее изучение самого аутизма даст больше ответов на вопрос, как мы приходим к этому удивительному состоянию способности думать о других.
 
Top