Как работают самураи

Carder

Professional
Messages
2,619
Reputation
7
Reaction score
1,681
Points
113
samurai-3-1.jpg

Этот полноразмерный боевой шлем является точной копией того, что носил знаменитый даймё Датэ Масамунэ (1566-1636).

Самураи - легендарные японские фехтовальщики в доспехах, известные многим западным жителям только как класс воинов, изображенные в бесчисленных фильмах о боевых искусствах. Воин занимал центральное место в жизни самураев, но они также были поэтами, политиками, отцами и фермерами. Самураи сыграли ключевую роль в последние 1500 лет истории Японии. Фактически, история того периода в Японии - это, по сути, история самураев.
В этой статье мы рассмотрим строгий воинский кодекс самураев, систему чести, которая сформировала их жизнь, оружие и доспехи, которые они использовали, а также историю самураев от их темного происхождения в 5 веке до упразднения самураев в 1876 году.

Содержание
  1. Что такое самурай?
  2. Тренировка для жизни и войны
  3. Броня
  4. Оружие
  5. Бусидо: Кодекс чести самурая
  6. Сэппуку
  7. История самураев
  8. Конец самурая
  9. Самурайский дух живет

Что такое самурай?​

samurai-intro.jpg


Самураи выполняли множество функций в Японии. Однако роль, в которой они наиболее известны, - это роль воина. Но что отличает самурая от других воинов в других частях света? Одеть доспехи и использовать меч недостаточно, чтобы превратить кого-то в самурая.

Хотя самураи и роль, которую они играли в Японии, менялись на протяжении веков, есть четыре фактора, которые определяют понятие самурая:
  1. Самурай - хорошо обученный, высококвалифицированный воин.
  2. Самурай служит своему даймё , или господину, с абсолютной преданностью, даже до смерти. На самом деле слово самурай означает «те, кто служат».
  3. Самурай - член элитного класса, который считается выше простых граждан и обычных пехотинцев.
  4. Жизнь самураев управляется Бусидо, строгим военным кодексом, подчеркивающим честь.

Тренировка для жизни и войны​

samurai-archer.jpg

Первые несколько веков своего существования самураи были более известны как конные лучники.

Количество и форма обучения самурая зависели от благосостояния его семьи. В семьях низшего сословия сыновей иногда отправляли в деревенские школы для получения начального образования, но большую часть самурайского обучения они получали от своих отцов, старших братьев или дядей. Обучение боевым искусствам считалось очень важным и часто начиналось в пятилетнем возрасте. Сыновей из богатых семей отправляли в специальные академии, где их обучали литературе, искусству и военным навыкам.

Образ самурая, который, вероятно, наиболее известен, - это мастер меча, владеющий своей изогнутой катаной со смертельным мастерством. Однако в первые несколько веков своего существования самураи были более известны как конные лучники . Стрельба из лука во время езды на лошади была сложной задачей, и для овладения ею требовались годы постоянной практики. Некоторые лучники тренировались по целям, привязанным к шесту, который можно было повернуть, чтобы сделать движущуюся цель. Какое-то время живых собак использовали в качестве движущихся мишеней для стрельбы из лука, пока сёгун не отменил жестокую практику.

Так же безжалостно обучали фехтованию. Одна история рассказывает о мастере, который ударял своих учеников деревянным мечом в случайное время в течение дня и ночи, пока ученики не научились никогда не ослаблять свою охрану.

Помимо навыков воина, самураи должны были иметь хорошее образование в других областях, таких как литература и история. В период Токугава , мирную эпоху, самураи не были нужны как воины, поэтому эти академические навыки были особенно полезны. Однако некоторые мастера-самураи предупреждали своих учеников не слишком зацикливаться на словах и рисунках, опасаясь, что их разум ослабнет.

Броня​

samurai-1.jpg

Репродукция доспехов Ода Нобунаги

Самурая легко узнать по его отличительной броне и шлему. Хотя ранние самурайские доспехи имели конструкцию из цельных пластин (V и VI века, н.э.), именно пластинчатые доспехи, появившиеся позже, продолжают представлять образ самураев сегодня. Пластинчатая броня изготавливается путем скрепления металлических чешуек в небольшую пластину, которую затем покрывают лаком, чтобы сделать ее водонепроницаемой. Эти маленькие легкие пластинки скреплены между собой кожаными шнурами, каждая пластинка слегка перекрывает другую. Первоначально было два основных типа пластинчатой брони:
  • Ёрой - эта тяжелая броня, которую носили конные самураи, включала тяжелые шлемы и внушительные наплечники.
  • До-Мару - этот доспех, который носили пехотинцы, был более плотно подогнан и легче по весу.
Много позже, когда рукопашный бой стал более распространенным, доспехи в стиле до-мару стали более популярными среди всех самураев. До-мару были изменены, чтобы включить в него тяжелые шлемы и легкие щитки на плечах и голенях.
Шлемы, называемые кабуто, сделаны из металлических пластин, склепанных вместе. Во многих конструкциях заклепки образуют ряды выступов на внешней стороне шлема, что придает им особый вид. Самураи высшего ранга добавляли к своим шлемам символы клана и другие декоративные элементы. Некоторые шлемы включали в себя металлические маски с устрашающими дьявольскими лицами, иногда с усами и бородой из конского волоса. В мирные периоды эти украшения шлемов стали очень сложными и сегодня считаются произведениями искусства.

Прежде чем надеть доспехи, самурай носил цельное нижнее белье, покрытое кимоно, и пару мешковатых штанов. Мягкая кепка поможет облегчить тяжелый железный шлем.

Оружие​
samurai-8.jpg

Серия мечей Пола Чена Тигра, слева направо: катана, вакидзаси и танто.

Самым известным оружием самураев на протяжении всей истории была катана, изогнутый меч. Катану никогда не носили без сопутствующего меча - вакидзаси, более короткого оружия с более широким клинком. Согласно онлайн-энциклопедии Википедия, вместе эти два меча называются дайсё , что означает «большой и маленький». Слово дай (большой) представляет катану, а слово шо (маленький) представляет вакидзаси.

Кузнецы, создававшие катану для самураев, широко известны как лучшие мастера в истории изготовления мечей. Одна из самых больших проблем при изготовлении меча - это держать его острым. Оружие, сделанное из твердого металла, сохранит свою остроту, но будет хрупким и склонным к поломке. Японские кузнецы решили эту проблему, сделав сердечник меча из мягкого металла, который не ломался. Затем это ядро было покрыто слоями более твердых металлов, которые многократно складывались и забивались молотком, пока не образовались буквально миллионы слоев металла, сплавляемых вместе. Лезвие было настолько острым, что опытный фехтовальщик мог разрезать человека пополам одним ударом.

Помимо мечей и луков, самураи использовали различное древковое оружие (холодное оружие, прикрепленное к длинным шестам). Одним из наиболее распространенных японских древковых вооружений была нагината, которая состояла из острого лезвия длиной от двух до четырех футов (от 0,6 до 1,2 метра), установленного на деревянном древке длиной от четырех до пяти футов (1,2-1,5 метра). Дополнительный радиус действия, предоставляемый этим оружием, позволял пехоте удерживать нападающих на расстоянии или нанести первый удар до того, как атакующий с мечом сможет добраться до них. Они также были очень эффективны против конных противников.

В 16 веке европейские торговцы впервые прибыли в Японию. Японцы заплатили большие суммы за свои фитильные ружья, быстро освоив технику кузнечного дела, необходимую для массового производства оружия. Хотя ружье традиционно не ассоциируется с самураями, с тех пор оно оказало большое влияние на японскую войну, позволяя даймё собирать большие армии относительно неподготовленных людей, вооруженных дешевым оружием. Многие самураи переняли ненадежное оружие, которое лучше всего использовать в качестве запасного средства для более надежного меча. Некоторые из них даже носили твердотельного-дизайн пластинчатые панцири, окэгава-делать, предназначены для пуленепробиваемые.

Бусидо: Кодекс чести самурая​

samurai-4.jpg

Полноразмерная репродукция боевого шлема Ода Нобунаги.

Самураи не были наемными воинами, бродящими по Японии и сражающимися за все, что им платил военачальник. Они были связаны с определенным лордом или даймё, а также связаны со своими общинами долгом и честью.
Этот кодекс чести известен как бусидо и происходит от слова буси, что означает «воин». Японское слово «делать» означает «путь». Итак, бусидо означает «путь воина». Этот кодекс возник в более ранний период, когда самураи были лучниками и всадниками. Тренировка и преданность, необходимые для овладения этими навыками и связи с лошадью, привели к кюба-но мичи, «путь лошади и лука».

Хотя бусидо упоминается как кодекс, это не был формальный набор правил, которым следовали все самураи. Фактически, бусидо сильно изменилось на протяжении всей истории Японии и даже от одного клана к другому. Бусидо вообще не записывалось до 17 века, когда самураи существовали веками.
Первым долгом самурая была верность своему господину. В Японии была феодальная система , в которой лорд ожидал повиновения от своих вассалов, которые, в свою очередь, получали экономическую и военную защиту от лорда. Если бы лорд не мог рассчитывать на абсолютную лояльность своих вассалов, вся система рухнула бы. Это чувство лояльности и чести часто доводилось до крайности японцами, которые сражались насмерть в безнадежной битве, чтобы защитить замок своего хозяина, или совершали самоубийство, если чувствовали, что опозорили своего господина.

Самурай также был обязан отомстить. Если честь его хозяина будет запятнана или его хозяин убит, самурай должен был найти и убить виновных. Одна из самых известных историй о самураях, «47 ронинов», или самураи без хозяина, - это рассказ о традиционной мести самураев. В период мира их господину было приказано совершить сэппуку из-за ссоры с другим господином. Два года спустя все 47 самураев вторглись в замок лорда и убили его. Их арестовали и заставили совершить сэппуку не потому, что они выполнили свой долг мести (этого и следовало ожидать), а потому, что они сделали это тайной атакой, что считалось бесчестным.

САМУРАЙ И ДЗЕН
Родной религией Японии был синтоизм , пока буддизм не заменил его в V веке нашей эры. Одна школа буддийского учения, дзен-буддизм , поощряла последователей к достижению просветления посредством интенсивной медитации и размышлений над, казалось бы, бессмысленными вопросами. Эта дисциплина была популярна среди самураев, которые понимали необходимость тренироваться и практиковаться, пока их боевые навыки не стали подобны дыханию; то, что они сделали естественно, не задумываясь об этом.

Сэппуку​

samurai-7.jpg

Серия мечей бусидо, слева направо: катана, вакидзаси и танто.

Честь была настолько важна для самураев, что они часто покончили с собой, столкнувшись с неудачами или нарушившими Бусидо. Это самоубийство, связанное с честью, стало очень ритуальным, приняв форму сэппуку. Также известное под более вульгарным выражением харакири, сэппуку было способом для самурая восстановить честь своего господина и семьи и выполнить свой долг верности, даже если он потерпел неудачу как самурай.

В ходе ритуального сэппуку самурай носил соответствующую одежду, а ему подарили ритуальный нож, завернутый в бумагу. Затем самурай брал нож и разрезал себе живот слева направо с последним разрезом вверх на конце. Однако сэппуку не было одиночным актом, и лишь немногим самураям пришлось умирать медленной и мучительной смертью от выпотрошения. Другой самурай обычно стоял позади того, кто совершал сэппуку, и обезглавливал его острым мечом вскоре после нанесения удара сэппуку.

В последующие годы этот акт стал еще более ритуальным, в некоторых случаях вместо ножей использовались бумажные вееры. Часто ниндзя Кайсаку, или второй самурай, обезглавливали сразу же после прикосновения к ритуальному ножу, задолго до того, как ощущалась какая-либо боль.
В наше время ритуал сэппуку возродился в Японии как традиционный способ восстановить честь перед лицом поражения и как средство протеста.

История самураев​

samurai-2.jpg

Репродукция доспехов Такэды Сингена.

Никто точно не знает, кем был первый самурай. Историки действительно имеют некоторое представление о том, когда обычные воины начали приобретать черты самураев. В V, VI и VII веках нашей эры в Японии было соперничество между князьями и кланами, а также войны за престолонаследие после смерти императора. Однако большая часть сражений велась против тех людей, которые были коренными жителями островов Японии, которых императорские японцы называли эмиси , или варварами.
Некоторые императоры осознавали, что эмиси были хорошими бойцами, и в более поздние годы эмиши были набраны для сражений с другими кланами или мятежными религиозными орденами. Некоторые из военных тактик и традиций эмиси были внедрены японскими солдатами, а позже использовались самураями.
Статус самураев как элитного класса проистекает из умножения влиятельных семей, которые жили далеко от столицы, передавая свои земли и свой престиж из поколения в поколение на протяжении сотен лет. Члены этих домов или кланов воинов приобрели благородный статус.

Варварские военные традиции в сочетании с элитным статусом и кодексом воина кьюба но мичи образуют образец для первых самураев. По некоторым данным, слово самурай впервые появилось в 12 веке. Долгое время самураи являлись основной военной силой, используемой против эмиси и других кланов.
В 1100-х годах императору Японии служили два могущественных клана: клан Тайра и клан Минамото . Эти две семьи стали непримиримыми соперниками, и в 1192 году Минамото Ёритомо привел свой клан к победе над Тайра. Император , традиционный глава японского правительства, заявил Минамото Ёритомо сёгуном , глава военных. Однако Ёритомо использовал свою новую власть, чтобы лишить императора всей политической власти, сделать его положение сёгуна постоянным и установить военную диктатуру, известную как бакуфу. Таким образом, самураи прошли путь от слуг до даймё-землевладельцев и стали правителями Японии при сёгуне.

После смерти Ёритомо его жена Маса-ко работала, чтобы сплотить сёгунат. Хотя это и не было совершенным, ее семья, Ходзё, сохраняла контроль над Японией более 100 лет.
Клан Асикага вырвал контроль у Ходзё в 1338 году. Асикага не смогли обеспечить сильную центральную власть в Японии, и кланы погрузились в постоянные войны. В этот период даймё построили впечатляющие замки со стенами, воротами и рвами, что затрудняло их нападение.

Этот сэнгоку, или период гражданской войны, длился до тех пор, пока Токугава Иэясо не взял под свой контроль Японию в 1603 году. Токугава проводил строгую изоляционистскую политику и сохранял контроль над даймё, заставляя их семьи жить в столице, в то время как сам даймё жил в своем имении. Каждый даймё должен был посещать столицу не реже одного раза в год (даймё, попавшим в немилость, отдавали имения вдали от столицы, что делало поездку намного более дорогой и трудоемкой). Эта политика обеспечивала контроль над даймё, потому что их семьи в основном были заложниками, а дорогостоящие ежегодные поездки не позволяли им получить слишком большую экономическую мощь.

Токугава также запретил носить мечи никому, кроме самураев. Все мечи, принадлежавшие не самураям, были конфискованы и переплавлены для изготовления статуй. Это обозначало самураев как очень особый и заметный класс, стоящий выше простых граждан.

Во время принудительного мира Токугавы самураи редко использовались в бою. Именно в этот период самураи взяли на себя другие роли, сопровождая своих лордов взад и вперед из столицы, работая бюрократами в бакуфу и собирая дань в виде платы за рис от вассалов даймё.

ГЛОССАРИЙ ПО БРОНЕ
До - основная броня туловища, которая свисает с плеч.
Цурубашири - кожаное покрытие на до, иногда с замысловатым и красочным рисунком.
Сендан-но-ита, кюби-но-ита - небольшие доспехи, свисающие с плеч и защищающие шнуры, скрепляющие остальную часть доспехов.
Котэ - бронированный рукав, который надевается только на левую руку, правая рука остается свободной для стрельбы из лука. Эта практика оставлять правую руку без брони продолжалась в соответствии с традициями еще долгое время после того, как самураи перестали полагаться на стрельбу из лука в бою.

Конец самурая​

samurai-5.jpg

Репродукция боевого шлема и маски Такэды Сингена.

Токугава и его потомки правили мирной Японией два с половиной века. Роль самураев в мирное время в течение этого периода постепенно снижалась, но два фактора привели к концу самураев: урбанизация Японии и конец изоляционизма.
По мере того как все больше и больше японцев переезжало в города, все меньше фермеров производили рис, необходимый для прокормления растущего населения. Роскошная жизнь, которой наслаждались сёгуны и многие даймё, начала изнашиваться экономической системой. Многие японцы, включая самураев низшего сословия, стали недовольны сёгунатом из-за ухудшения экономических условий.

Затем, в 1853 году, американские корабли вошли в залив Эдо. Коммодор Мэтью Перри прибыл, чтобы доставить послание президента Милларда Филмора императору (который все еще оставался номинальным лицом, хотя сёгун действительно правил страной). Филлмор хотел установить торговые отношения с Японией, хотел, чтобы японцы хорошо относились к американским морякам, потерпевшим кораблекрушение, и хотел открыть Японию как порт пополнения запасов для американских кораблей. Перри передал свое сообщение, сказал японцам, что вернется через несколько месяцев, и уехал.

Вслед за Перри в Японии вырос раскол. Некоторые хотели отвергнуть американское предложение, сохранить изоляционизм и остаться со своими древними традициями. Другие, однако, понимали, что Япония никогда не сможет противостоять лучшим технологиям западных жителей. Они предложили открыть Японию, чтобы научиться всему у американцев, положить конец изоляционизму и стать мировой державой. В конце концов, бакуфу решили открыть японские порты для пополнения запасов американцами, а затем и для торговли.

samurai-6.jpg

Практическая катана Hanwei (справа) и японский меч вакидзаси.

Император отказался согласиться с договором. Поскольку он был всего лишь подставным лицом, бакуфу все равно продолжил договор. Несколько групп мятежных самураев, которые хотели, чтобы Япония осталась прежней, поддержали императора и начали гражданскую войну против бакуфу. Удивительно, но они свергли сёгуна, положив конец периоду Токугава и вернув императору власть. Самураи низшего сословия заняли руководящие должности, управляя правительством со спины нового императора, мальчика, которого звали Императором Мэйдзи. Это событие известно как Реставрация Мэйдзи.
Власть даймё была отнята, когда правительство захватило их землю. Поскольку платить многим самураям было некому, правительство решило заплатить им облигациями в зависимости от их ранга. Это по-разному повлияло на самураев с низким и высоким рангом, но дало тот же результат: каждый класс либо использовал облигацию, чтобы инвестировать в землю или начать бизнес, либо понял, что у них недостаточно дохода, чтобы поддержать себя, и вернулся земли как фермеры или в города как рабочие. Самураи больше не играли роли в Японии.
Наконец, в 1876 году император запретил самураям носить мечи, что привело к созданию постоянной постоянной армии. Последний звонок прозвенел для самураев - их больше не существовало. Хотя из-за сопротивления самураев в отдаленных провинциях было несколько восстаний, все самураи в конечном итоге приняли новые роли в японском обществе, поскольку их нация вступила в индустриальную эпоху.

Самурайский дух живет​

sevensamurai.jpg

Хотя самураев больше не существует, их дух чести и дисциплины нашел свое место в наше время. От японских пилотов- камикадзе во время Второй мировой войны до мастеров боевых искусств и даже современных бизнесменов, которые смотрят на бусидо как на руководство к достойной жизни, самураи продолжают влиять на Японию и сегодня.
ghostdog.jpg


Самурай в фильме:
  • Самурай I: Мусаси Миямото (1954)
  • Семь самураев (1956)
  • Великолепная семерка (по мотивам семи самураев) (1960)
  • Йоджимбо (1961)
  • Санджуро (1963)
  • Чушингура (1963)
  • Харакири (1964)
  • Меч судьбы (1966)
  • Самурай II - Дуэль в храме Итидзёдзи (1967)
  • Самурай III - Дуэль на острове Ганрю (1967)
  • Восстание самураев (1967)
  • 47 ронинов (1979)
  • Кагемуша (1980)
  • Сёгун (1980)
  • Слепая ярость / Omega Doom (1990)
  • Небо и земля (1992)
  • Пёс-призрак - Путь самурая (1999)
  • Последний самурай (2003)
 
Top