Футбольные страсти

Carder

Professional
Messages
2,619
Reputation
7
Reaction score
1,640
Points
113
Отчет «Футбольные страсти» обобщает обширные социологические исследования, проведенные в 18 странах Европы. Цели исследования заключались в том, чтобы запечатлеть эмоции футбольного фаната и сравнить чувства, выражения и поведение болельщиков, связанных с поддержкой их футбольных команд. Полевые исследования проводились в шести из этих стран - Великобритании, Франции, Германии, Италии, Нидерландах и Испании - включая наблюдение, регистрацию сердечного ритма на матчах, интервью и подробные обсуждения с болельщиками. В остальных 11 странах с фанатами проводились онлайн-интервью и телефонные интервью. Также был проведен панъевропейский онлайн-опрос около 2000 фанатов.

Исследование показало, что, хотя в разных странах существуют различия в том, как болельщики выражают свои эмоции и поведение, в конечном итоге все мы говорим на одном языке - языке футбола. Однако исследование выявило ряд причуд и национальных различий, которые могут бросить вызов нашим традиционным стереотипам.

Темы исследования футбольных эмоций​


Страсть и эмоции
Футбол в Европе ассоциируется со страстью, эмоциями, азартом и самоотдачей. Ссылки на экстремальные эмоциональные переживания на футбольных матчах характеризовали все аспекты дискуссий с болельщиками - некоторые относились к «чистой радости» и возбуждению от присутствия на футбольных матчах. Настолько интенсивно, что две трети болельщиков плакали на футбольных матчах - в основном от радости, но иногда от отчаяния. Футбол дает многим болельщикам возможность расслабиться эмоционально - избавиться от разочарований повседневной жизни.

Что определяет поклонника
Чтобы быть «настоящим» болельщиком, требуется «живой» футбольный опыт. Речь идет не о том, чтобы быть простым зрителем, а о том, чтобы быть участником. Посещаемость матча, конечно же, является данностью, но также существует обязанность эмоционально участвовать в жизни команды, чтобы положительно повлиять на ее результаты. Посещение выездных игр - важный ритуал для болельщиков, связанный с рядом психологических и логистических проблем. Сторонников на выезде всегда меньше, и чаще всего их не любят. В наших обсуждениях с болельщиками была демонстративная позиция против «сторонников хорошей погоды» - тех, кто посещает матчи лишь от случая к случаю или когда у их команды дела идут хорошо. Таким болельщикам не хватает самоотверженности и стойкости, а также детального знания статистики команды, турнирного положения, игроков и истории, что характерно для «настоящих» болельщиков. Футбольный фэндом рассматривается как обряд посвящения, связанный с процессом ученичества. Это включает в себя годы обучения, «практики», преданности делу и демонстрации собственных знаний в присутствии других, прежде чем они будут приняты «настоящими» фанатами.

Двенадцатый человек
Футбольные фанаты называют себя «двенадцатым человеком» - столь же важным для успеха команды, как игроки и тренерский штаб. Именно действия, выполняемые болельщиками во время игры - ритуальные песнопения, песни, размахивание знаменами и т. д., - мотивируют команду, запугивают игроков соперника и, возможно, даже влияют на решения судей. Болельщики искренне верят, что они должны присутствовать на игре, чтобы «помочь команде победить», а не просто наблюдать за происходящим.

Ритуалы
Помимо действий, выполняемых на стадионах во время матча, ритуалы до и после игры важны для создания чувства общности среди болельщиков. От встреч с другими фанатами за напитком до и после игры до согласованной координации квадратов ткани для создания большого баннера - ритуалы способствуют развитию сильного чувства принадлежности к группе фанатов. То, что в противном случае могло бы быть забыто, повседневные действия становятся для фанатов такими же значимыми и важными, как, скажем, церковная месса, и порождают сильные связи. Эти ритуалы часто носят суеверный характер - носить одну и ту же «счастливую» рубашку на каждую игру или следовать одному и тому же распорядку во время подготовки к игре - даже есть два пирога непосредственно перед началом игры, потому что это позволило команде выиграть последний раз. Во многих странах Европы присутствие барабанщиков, трубачей и т. д.

Друзья и принадлежность
Футбол - важное средство для людей завязать и поддерживать крепкую дружбу, которой в противном случае могло бы не быть. Эти социальные связи между фанатами настолько сильны, что многие описывают их в терминах семейного, родственного - «мое братство» или «моя семья». «Футбольные друзья» отличаются от друзей в других сферах жизни. Они делятся и обмениваются чем-то особенным. Футбольная команда также является «другом» многих болельщиков. Более половины всех фанатов считают, что быть фанатом команды - это как иметь давнюю девушку / парня.

Семья
Футбол играет ключевую роль в семейной жизни в большинстве стран Европы, объединяя общий опыт членов семьи из разных поколений и создавая прочное чувство традиции и принадлежности. Самые сильные из этих отношений - отношения отца и сына. Большинство мужчин становятся фанатами, потому что их отец водил их на матчи в детстве, и многие фанаты постарше все еще сохраняют сильные воспоминания об этом формирующем опыте. Поскольку футбольный фандом унаследован от общества в семье, матчи регулярно включают ритуальные выходные для всех членов семьи, включая малышей и бабушек, а страсть к футболу - это объединяющее событие, которое часто приводит к оживленным разговорам дома перед телевизором или вокруг семейный обеденный стол.

История и национальная идентичность
У всех болельщиков по всей Европе есть сильное сходство - футбол в этом смысле объединяет, а не разделяет. Однако конкретная социальная и культурная роль, которую играет футбол в той или иной стране, во многом зависит от исторических факторов. Сюда входит, выигрывал ли крупный клуб или национальная команда важный турнир в решающий момент в прошлом, или в этот вид спорта традиционно играли представители высшего или низшего класса. Точно так же исторически острое футбольное соперничество между некоторыми странами (например, Голландия - Германия, Англия - Шотландия) играет роль в определении конкретных характеристик национального футбола. Они влияют на то, как люди относятся к футболу в своей стране и как они поддерживают команды на местном, региональном, национальном и международном уровнях. Болельщики в странах с сильной местной и региональной идентичностью имеют несколько иное отношение к спорту, чем болельщики в странах, где регионализм имеет меньшее значение. В некоторых странах, таких как Норвегия и Швеция, преданность местной команде намного сильнее, чем привязанность к национальной команде. Напротив, во Франции Польша и Португалия более привержены своей национальной стороне.

Пол
Подавляющее большинство футбольных фанатов в Европе - мужчины. Как мужчины, так и женщины-болельщики признают, что футбол - это преимущественно мужская сфера, в которой мир фанатов организован вокруг типично ориентированных на мужчин социальных пространств - пабов, баров и крупных спортивных арен. В таких местах мужчинам разрешено выражать свои эмоции и страсти - чувствуется, что присутствие женщин может воспрепятствовать такому иногда «нечеловеческому» поведению. Однако преобладание мужчин не исключает вовлечения женщин в мир футбольных фанатов. Участие женщин в спорте и их «потребление» значительно выросли за последние несколько десятилетий. Несколько фан-клубов по всей Европе теперь посвящены исключительно женщинам, и их все чаще принимают как «настоящих» фанаток, а не только как жен.

Интернет
В настоящее время Интернет является важным ресурсом в мире футбола - расписанием матчей, статистикой, травмами, покупками и продажами игроков, выбором команд, ценами на билеты и ежедневными новостями о футбольной политике. Европейские болельщики все больше времени проводят на футбольных веб-сайтах, получая доступ к самой последней информации о событиях, характерных для их команды, следят за местными, национальными и международными событиями в футбольной политике и комментируют игру во время матчей. Меньшая часть очень преданных поклонников просматривает такие сайты до 6-7 часов в день. Во многих отношениях использование фанатами Интернета является продолжением их деятельности на стадионе. Интернет-фанаты составляют семьи фанатов - группы людей с близкими личными отношениями, которые так же сильны как дома или на работе за столом, так и на самих играх. Однако старшие фанаты не только реже получают доступ в Интернет по этим причинам, чем более молодые возрастные группы, но и считают, что это несовместимо с тем, чтобы быть «настоящими» фанатами.

Вывод
Хотя с конца 1960-х годов большая часть освещения футбольных фанатов в европейских СМИ была сосредоточена на негативе - хулиганстве и насилии, наше исследование выявляет гораздо более позитивные стороны футбола и его страстных болельщиков. Наша работа, одно из самых обширных исследований европейских футбольных фанатов за последние годы, подчеркивает страсти и эмоции, связанные с игрой, и положительную роль, которую настоящий фанат играет в жизнях миллионов европейцев. Несмотря на то, что между болельщиками существует сильное соперничество на местном и национальном уровнях, поразительной особенностью исследования является высокая степень, в которой футбол объединяет людей из разных слоев общества по всей Европе и, несомненно, за ее пределами.
 
Top