Купили товар в интернет-магазине, но его так и не доставили? Оплатили услугу, которую не получили? Перевели деньги мошеннику или просто ошиблись номером, а получатель средств отказывается добровольно вернуть их? Не паникуйте. Обратитесь в банк, чтобы компенсировать потерю с помощью чарджбэка. Что это такое и как вернуть свои деньги — читайте ниже.
Чарджбэк — что это такое
Чарджбэк — процедура принудительного возврата денежных средств, списанных с банковской карты. Суть в том, что деньги возвращает не банк-отправитель, а банк-получатель. Сумма компенсируется пострадавшей стороне, даже если расчетный счет получателя перевода находится в иностранном банке или офшоре и на нем отсутствуют деньги — баланс просто «уходит в минус».
Основания для процедуры чарджбэка
Оспорить транзакцию можно, если:
Как запустить процедуру чарджбэка
Она осуществляется в несколько этапов:
1. Сбор доказательств. Например, если вы оплатили товар, который не был доставлен, то предоставьте чек/квитанцию об оплате/скриншоты переписки с продавцом/аудиозапись разговора/письменный отказ вернуть деньги и т.п. Это может быть любые доказательства, подтверждающие покупку.
2. Составление заявления. Независимо от формы оно должно содержать: ваши данные, причину обращения, просительную часть, место проведения спорной транзакции, ее детали и способ получения денег.
3. Подача заявления. Способы зависят от банка: можно отправить по электронной/обычной почте, а можно лично передать в руки сотруднику. При приеме документа в банке ему присваивают регистрационный номер обращения. Статус рассмотрения можно отследить на сайте банковской компании.
Если финансовая организация признает доказательства достаточными для возврата средств, то обращается в банк-эквайер(он обрабатывает платежи по кредитным или дебетовым картам от имени продавца с запросом на возврат средств). Если банк-эмитент(финансовое учреждение, выпускающее в обращение денежные купюры, ценные активы и бумаги, выполняющие платёжную или расчётную функцию) и банк-эквайер не смогут договориться, спор решит арбитраж платежной системы, к которой относится ваша карта. И часто — в пользу пострадавшей стороны.
Срок рассмотрения обращения составляет 30-40 дней. Что касается срока подачи заявления, вы можете сделать это в течение 540 дней с момента списания средств с карты.
Рассмотрим нюансы чарджбэка в популярных банках
Чарджбэк в СберБанк
Банк часто лоялен к своим клиентам в вопросах возврата средств, но важно знать, что для повышения шанса на чарджбэк необходимо будет не только заполнить форму диспутного заявления, но и подать собственное обращение и максимум доказательств.
Если специалист видит заявление на чарджбэк впервые или говорит, что не примет его, вызовите главного менеджера отделения. Если и в этом случае заявление не приняли — подготовьте повторное с новой доказательной базой. Также вы можете обратиться в службу омбудсмена Сбербанка.
Чарджбэк в ВТБ
ВТБ — один из самых нелояльных банков в отношении процедуры чарджбэка. Сотрудники часто дают шаблонные ответы и не хотят инициировать эту процедуру.
Перед тем, как оформить чарджбэк через ВТБ убедитесь, что вы грамотно составили заявление, приложили все доказательства и соблюли этапы диспутного цикла. Так же, как и в случае со Сбербанком, не ограничивайтесь стандартным заявлением. Сопроводите его подробным дополнением в свободной форме со всеми имеющимися доказательствами.
ВТБ требует собственноручно заполненное заявление. Его можно направить по почте или принести лично в отделение. Сотрудник банка обязан принять по всей форме: присвоить номер обращения, указать должность, инициалы, дату и время обращения, подпись.
Обратите внимание! Банк ВТБ не всегда присваивает номер обращения и высылает его на электронную почту. Если номер все же присвоен, то банк вышлет его в СМС-сообщении. Уточнить статус обращения можно, позвонив на горячую линию ВТБ.
Чарджбэк в Альфа-Банк
Альфа-Банк очень строг к претензиям своих клиентов, в частности по отношению к чарджбэку. Но это не значит, что вернуть деньги не получится. Просто будьте внимательны к деталям — второго шанса Альфа-Банк не дает. Если он отказал в первый раз, будет отказывать до конца.
Например, банк очень строг к качеству скриншотов (они должны быть четкими) и доказательств, которые вы приложите к обращению. Так же, как и другая кредитная организация, Альф-Банк имеет свою стандартную форму для диспута, которую нужно сопроводить детальным дополнением.
После регистрации претензий на телефон поступит СМС с номером обращения. По телефону горячей линии вы сможете узнать об этапах работы.
Куда жаловаться, если банк отказал в чарджбэке
Если банки упорно не идут навстречу, и вы получаете отказ за отказом, обращайтесь в суд, предварительно «вооружившись» доказательствами и аргументами. Доказательная база у вас уже есть, дополните ее исковым заявлением и письменным отказом банка. На этом этапе лучше заручиться юридической помощью.
А вы когда-нибудь попадали в ситуации, требующие чарджбэка?
Чарджбэк — что это такое
Чарджбэк — процедура принудительного возврата денежных средств, списанных с банковской карты. Суть в том, что деньги возвращает не банк-отправитель, а банк-получатель. Сумма компенсируется пострадавшей стороне, даже если расчетный счет получателя перевода находится в иностранном банке или офшоре и на нем отсутствуют деньги — баланс просто «уходит в минус».
Основания для процедуры чарджбэка
Оспорить транзакцию можно, если:
- товар или услуга были оплачены, но не получены;
- товар ненадлежащего качества, вы от него отказались, но продавец не возвращает деньги;
- оплата за покупки была произведена не владельцем банковской карты;
- одну и ту же сумму ошибочно списали несколько раз;
- вы перевели деньги мошеннику.
Как запустить процедуру чарджбэка
Она осуществляется в несколько этапов:
1. Сбор доказательств. Например, если вы оплатили товар, который не был доставлен, то предоставьте чек/квитанцию об оплате/скриншоты переписки с продавцом/аудиозапись разговора/письменный отказ вернуть деньги и т.п. Это может быть любые доказательства, подтверждающие покупку.
2. Составление заявления. Независимо от формы оно должно содержать: ваши данные, причину обращения, просительную часть, место проведения спорной транзакции, ее детали и способ получения денег.
3. Подача заявления. Способы зависят от банка: можно отправить по электронной/обычной почте, а можно лично передать в руки сотруднику. При приеме документа в банке ему присваивают регистрационный номер обращения. Статус рассмотрения можно отследить на сайте банковской компании.
Если финансовая организация признает доказательства достаточными для возврата средств, то обращается в банк-эквайер(он обрабатывает платежи по кредитным или дебетовым картам от имени продавца с запросом на возврат средств). Если банк-эмитент(финансовое учреждение, выпускающее в обращение денежные купюры, ценные активы и бумаги, выполняющие платёжную или расчётную функцию) и банк-эквайер не смогут договориться, спор решит арбитраж платежной системы, к которой относится ваша карта. И часто — в пользу пострадавшей стороны.
Срок рассмотрения обращения составляет 30-40 дней. Что касается срока подачи заявления, вы можете сделать это в течение 540 дней с момента списания средств с карты.
Рассмотрим нюансы чарджбэка в популярных банках
Чарджбэк в СберБанк
Банк часто лоялен к своим клиентам в вопросах возврата средств, но важно знать, что для повышения шанса на чарджбэк необходимо будет не только заполнить форму диспутного заявления, но и подать собственное обращение и максимум доказательств.
Если специалист видит заявление на чарджбэк впервые или говорит, что не примет его, вызовите главного менеджера отделения. Если и в этом случае заявление не приняли — подготовьте повторное с новой доказательной базой. Также вы можете обратиться в службу омбудсмена Сбербанка.
Чарджбэк в ВТБ
ВТБ — один из самых нелояльных банков в отношении процедуры чарджбэка. Сотрудники часто дают шаблонные ответы и не хотят инициировать эту процедуру.
Перед тем, как оформить чарджбэк через ВТБ убедитесь, что вы грамотно составили заявление, приложили все доказательства и соблюли этапы диспутного цикла. Так же, как и в случае со Сбербанком, не ограничивайтесь стандартным заявлением. Сопроводите его подробным дополнением в свободной форме со всеми имеющимися доказательствами.
ВТБ требует собственноручно заполненное заявление. Его можно направить по почте или принести лично в отделение. Сотрудник банка обязан принять по всей форме: присвоить номер обращения, указать должность, инициалы, дату и время обращения, подпись.
Обратите внимание! Банк ВТБ не всегда присваивает номер обращения и высылает его на электронную почту. Если номер все же присвоен, то банк вышлет его в СМС-сообщении. Уточнить статус обращения можно, позвонив на горячую линию ВТБ.
Чарджбэк в Альфа-Банк
Альфа-Банк очень строг к претензиям своих клиентов, в частности по отношению к чарджбэку. Но это не значит, что вернуть деньги не получится. Просто будьте внимательны к деталям — второго шанса Альфа-Банк не дает. Если он отказал в первый раз, будет отказывать до конца.
Например, банк очень строг к качеству скриншотов (они должны быть четкими) и доказательств, которые вы приложите к обращению. Так же, как и другая кредитная организация, Альф-Банк имеет свою стандартную форму для диспута, которую нужно сопроводить детальным дополнением.
После регистрации претензий на телефон поступит СМС с номером обращения. По телефону горячей линии вы сможете узнать об этапах работы.
Куда жаловаться, если банк отказал в чарджбэке
Если банки упорно не идут навстречу, и вы получаете отказ за отказом, обращайтесь в суд, предварительно «вооружившись» доказательствами и аргументами. Доказательная база у вас уже есть, дополните ее исковым заявлением и письменным отказом банка. На этом этапе лучше заручиться юридической помощью.
А вы когда-нибудь попадали в ситуации, требующие чарджбэка?